Почему виртуоз из Заболотья больше не играет на флейте
ЗАБОЛОТЬЕ, Заболотский сельсовет. О героине этого интервью Юлии ЩАСНОВИЧ подсказал написать один наш постоянный читатель и друг газеты. Признаюсь честно, готовилась к разговору с действующим музыкантом. И каково же было мое удивление, когда во время беседы оказалось, что она уже шесть лет работает в IT. И к тому же сейчас находится в декретном отпуске по уходу за сыном Александром.
О музыке, подаренной серебряной флейте мы поговорили с нашей талантливой землячкой.
– Как в вашу жизнь пришла музыка?
– Я родилась и выросла в Заболотье. Музыкой начала заниматься в подготовительном классе. У нас был руководитель Вера Павлюченко, она работала в музыкальной школе в Смолевичах. Предложила мне позаниматься с ней либо флейтой, либо фортепиано. Я выбрала флейту. Она и посоветовала мне поступать в Минск в гимназию-колледж искусств имени Ахремчика. Во время учебы я жила в общежитии. Мама и дедушка возили меня на занятия, домой возвращалась только на выходные и каникулы. Раньше думала, что это нормально, но когда у меня появился ребенок, поняла, что я бы так не смогла. Они, конечно, герои. Мобильных телефонов тогда не было – только таксофон на вахте. И после ужина все звонили родителям. А сразу, в 1997 году, и таксофона не было, потом только установили. Я не знаю, как родители узнавали, где мы и что с нами. Отпустили меня в 7 лет. Это дало очень большую самостоятельность.
– После гимназии вы поступили в консерваторию?
– Да, это в принципе было определено еще в первом классе, когда я пришла в гимназию-колледж. Училась там пять лет. В целом обучение музыкой заняло 18 лет жизни.
– Как думаете, у вас талант или трудолюбие?
– Мне кажется, чуть-чуть таланта, остальное – трудолюбие. Нас приучили работать много часов в день. У нашего руководителя в колледже на пюпитре для нот было написано «9 часов в день. И все в порядке». И вот всегда нужно было стремиться к этим 9 часам. Маленькие мы занимались по 4 часа.
– Вам не хотелось в детстве бросить обучение?
– В 5 классе я заболела ангиной. На выходные я домой не поехала, осталась в колледже на заниматься. У меня была температура, я ходила постоянно полоскать горло. Сейчас бы так не поступила. Но тогда, видимо, были другие времена. Мне казалось, что так и надо. Бросить музыку мне никогда не хотелось. Это точно.
– Куда вы попали после окончания консерватории?
– По распределению я попала в оркестр Финберга. В самом оркестре не было флейт. Но был ансамбль флейтистов. Вообще, я работала в музыкальной школе со второго курса, потом – в оркестре. Участвовала в конкурсах, ездила на гастроли.
– Где побывали с гастролями?
– Турция, Ташкент, Китай, Россия, Украина. Помню, у меня было сразу 2 конкурса: один заканчивался, мы прилетали в Беларусь, а через 3–4 дня улетали в Ижевск. Один конкурс был в Западной Украине. На дворе – октябрь, хотя было тепло, а в Удмуртии – сильный мороз. Очень плотный график выступлений. Также гастролировали по Беларуси.
– Самая запоминающаяся площадка, на которой вы выступали?
– Когда мне было 15 лет, я выступала в Большом зале Московской консерватории. Он считается одним из лучших залов в мире, что-то вроде Ла-Скала. Моя мама тогда мной очень гордилась. Как и мой педагог, Светлана Ситникова. Она тоже была очень горда тем, что ее ученики там выступают.
– А что это за история с подаренной вам серебряной флейтой?
– Во время одного из прослушиваний мое исполнение понравилось одному именитому дирижеру. Он спросил, какой фирмы флейты лучше. С 7-го класса у меня флейта японской фирмы Yamaha. Но я всегда мечтала об особой флейте Muramatsu – она тоже японская, но более профессиональная. Об этом я и сказала маэстро. И спустя некоторое время он сделал мне такой подарок. Эта флейта у меня до сих пор.
– Как вы отнеслись к такому подарку?
– Для меня это было очень большое событие. На тот момент у меня был инструмент среднего уровня. И на нем я играла уже лет 10. Флейты отличались по звуку и, как мне кажется, на новой проще играть. Это как ездить на машинах разного класса.
– Но флейта же была серебряной?
– Открою вам секрет, что все хорошие – серебряные. Есть музыканты, которые и на золотых играют. На тот момент такие стоили тысяч 30 евро. Флейты можно украсить по запросу: добавить платиновые вставки, инкрустацию камнями. В Европе это довольно популярный инструмент. Там даже детям покупают серебряные.
– Вам нравилось работать музыкантом?
– Это очень много репетиций, два раза в месяц концерты, может быть какой-то выезд. После окончания консерватории, я пошла учиться в Академию управления. Так как у меня был красный диплом, я поступила без экзаменов. Отучилась по специальности «государственное управление и право», стала юристом. По данному образованию я, правда, не работала. Но, считаю, любое образование важно. Во-первых, это знакомства. Одно дело, когда ты общаешься только с музыкантами, а там были специалисты из разных отраслей. Было очень интересно общаться. Думаю, что высшее образование необходимо всем, даже если кажется, что оно совсем не обязательно.
– Говорят, что профессионалом музыкант становится, когда у него вырабатывается свой подчерк, так ли это?
– Играть по нотам – это одно. Но за нотами стоит еще твоя музыкальность, как ты ведешь себя на сцене, вкладываешь ли душу в исполнение. Мне кажется, я раньше этого не понимала. Сейчас у меня была бы уже другая манера игры. Раньше я могла даже с закрытыми глазами узнать, кто играет из моих знакомых флейтистов.
– Сколько лет вы играли у Финберга?
– Я ушлав 2018 году в IT, проработав в оркестре лет 7. На тот момент я стала руководителем ансамбля и понимала, что для меня это был предел. Как раз в то время у нас появились друзья-знакомые, которые ушли в IT. В инстаграм как-то увидела рекламу курсов, прошла пробный урок и сразу оплатила обучение. На лето нас всегда увольняли, работы не было, поэтому посвятила себя учебе. Потом забрала документы и через месяц устроилась на новую работу.
– Как для вас происходил этот переход?
– Я была новичком, мне было очень тяжело. На курсах всегда описывают красиво: приходи, получи профессию и будет много денег. Но там дают только основу, а домашние задания гораздо сложнее. Приходится много читать, плюс часть информации – на английском, а тогда знание языка у меня было не очень. Ведь на гастролях мы с музыкантами других стран и так понимали друг друга.
– На собеседованиях не удивлялись, что вы из музыки пришли в IT?
– Это был самый популярный вопрос, а я до сих пор не знаю, как на него ответить. Это было спонтанное решение.
– Скучаете по музыке?
– Конечно, скучаю. Я знаю, что у нас есть оркестр любителей. Возможно, когда ребенок повзрослеет, посотрудничаю с ними. Выступая в оркестре, получаешь такой кайф, особенно, когда солируешь. Сначала ты много занимаешься, тратишь немало времени и сил, но потом выходишь на сцену, отыгрываешь – это просто восторг. Я бы хотела играть для себя, не за деньги, но пока нет возможности.
– Как вы познакомились со своим мужем?
– Мы с ним однокурсники: он – ударник, но сейчас тоже работает в IT. Когда был коронавирус, мы все ушли на удаленку. И приняли решение вернуться в родительский дом в Заболотье.
– Не пожалели, что переехали в деревню, нравится здесь?
– Тихая, спокойная жизнь. Есть, конечно, минусы, но плюсов намного больше. Все дела, которые были в Минске, они остались там. А здесь мы наслаждаемся природой. Косить траву только напрягает, но ничего не поделаешь.
– Отдадите сына в музыку?
– Хотела бы, но не в профессионалы. У людей, которые занимаются музыкой, совсем по-другому работает мозг, у них другой кругозор, окружение, они совсем не такие.
– Юлия, а вы любите слушать музыку?
– Если честно, то нет. Я не любила концерты. Хотя сейчас, пожалуй, с удовольствием сходила бы на какой-нибудь. Мне кажется, это мне бы зашло, так как я уже не занимаюсь музыкой профессионально. А раньше мне хотелось тишины. Да и сейчас телевизор у нас почти никогда не работает. А если муж слушает музыку, то прошу, чтобы он надел наушники.
– А есть ли у вас хобби?
– Я всегда любила читать. Но сейчас нет времени на это. Люблю рыбалку, хотя мужу она не совсем нравится. Раньше, когда с друзьями ездили на озеро, могла почти сутки сидеть и рыбачить. А еще грибы люблю собирать.
– Вы пробовали сочинять мелодии?
– Нет, это не мое. Мне кажется, для этого нужен талант. Одно дело – играть по написанным нотам. Это как читать. Тебе же не надо быть писателем, чтобы читать книги. Вот так же и с музыкой. Надо быть творческим человеком.