Меню
ООО «Производственная компания Гард»

Почему виртуоз из Заболотья больше не играет на флейте

ЗАБОЛОТЬЕ, Заболотский сельсовет. О героине этого интервью Юлии ЩАСНОВИЧ подсказал написать один наш постоянный читатель и друг газеты. Признаюсь честно, готовилась к разговору с действующим музыкантом. И каково же было мое удивление, когда во время беседы оказалось, что она уже шесть лет работает в IT. И к тому же сейчас находится в декретном отпуске по уходу за сыном Александром.

О музыке, подаренной серебряной флейте мы поговорили с нашей талантливой землячкой.

– Как в вашу жизнь пришла музыка?

Я родилась и выросла в Заболотье. Музыкой начала заниматься в подготовительном классе. У нас был руководитель Вера Павлюченко, она работала в музыкальной школе в Смолевичах. Предложила мне позаниматься с ней либо флейтой, либо фортепиано. Я выбрала флейту. Она и посоветовала мне поступать в Минск в гимназию-колледж искусств имени Ахремчика. Во время учебы я жила в общежитии. Мама и дедушка возили меня на занятия, домой возвращалась только на выходные и каникулы. Раньше думала, что это нормально, но когда у меня появился ребенок, поняла, что я бы так не смогла. Они, конечно, герои. Мобильных телефонов тогда не было – только таксофон на вахте. И после ужина все звонили родителям. А сразу, в 1997 году, и таксофона не было, потом только установили. Я не знаю, как родители узнавали, где мы и что с нами. Отпустили меня в 7 лет. Это дало очень большую самостоятельность.

– После гимназии вы поступили в консерваторию?

– Да, это в принципе было определено еще в первом классе, когда я пришла в гимназию-колледж. Училась там пять лет. В целом обучение музыкой заняло 18 лет жизни.

– Как думаете, у вас талант или трудолюбие?

Мне кажется, чуть-чуть таланта, остальное трудолюбие. Нас приучили работать много часов в день. У нашего руководителя в колледже на пюпитре для нот было написано «9 часов в день. И все в порядке». И вот всегда нужно было стремиться к этим 9 часам. Маленькие мы занимались по 4 часа.

– Вам не хотелось в детстве бросить обучение?

В 5 классе я заболела ангиной. На выходные я домой не поехала, осталась в колледже на заниматься. У меня была температура, я ходила постоянно полоскать горло. Сейчас бы так не поступила. Но тогда, видимо, были другие времена. Мне казалось, что так и надо. Бросить музыку мне никогда не хотелось. Это точно.

– Куда вы попали после окончания консерватории?

По распределению я попала в оркестр Финберга. В самом оркестре не было флейт. Но был ансамбль флейтистов. Вообще, я работала в музыкальной школе со второго курса, потом – в оркестре. Участвовала в конкурсах, ездила на гастроли.

– Где побывали с гастролями?

Турция, Ташкент, Китай, Россия, Украина. Помню, у меня было сразу 2 конкурса: один заканчивался, мы прилетали в Беларусь, а через 3–4 дня улетали в Ижевск. Один конкурс был в Западной Украине. На дворе – октябрь, хотя было тепло, а в Удмуртии – сильный мороз. Очень плотный график выступлений. Также гастролировали по Беларуси.

– Самая запоминающаяся площадка, на которой вы выступали?

Когда мне было 15 лет, я выступала в Большом зале Московской консерватории. Он считается одним из лучших залов в мире, что-то вроде Ла-Скала. Моя мама тогда мной очень гордилась. Как и мой педагог, Светлана Ситникова. Она тоже была очень горда тем, что ее ученики там выступают.

– А что это за история с подаренной вам серебряной флейтой?

Во время одного из прослушиваний мое исполнение понравилось одному именитому дирижеру. Он спросил, какой фирмы флейты лучше. С 7-го класса у меня флейта японской фирмы Yamaha. Но я всегда мечтала об особой флейте Muramatsu она тоже японская, но более профессиональная. Об этом я и сказала маэстро. И спустя некоторое время он сделал мне такой подарок. Эта флейта у меня до сих пор.

– Как вы отнеслись к такому подарку?

Для меня это было очень большое событие. На тот момент у меня был инструмент среднего уровня. И на нем я играла уже лет 10. Флейты отличались по звуку и, как мне кажется, на новой проще играть. Это как ездить на машинах разного класса.

– Но флейта же была серебряной?

– Открою вам секрет, что все хорошие – серебряные. Есть музыканты, которые и на золотых играют. На тот момент такие стоили тысяч 30 евро. Флейты можно украсить по запросу: добавить платиновые вставки, инкрустацию камнями. В Европе это довольно популярный инструмент. Там даже детям покупают серебряные.

– Вам нравилось работать музыкантом?

Это очень много репетиций, два раза в месяц концерты, может быть какой-то выезд. После окончания консерватории, я пошла учиться в Академию управления. Так как у меня был красный диплом, я поступила без экзаменов. Отучилась по специальности «государственное управление и право», стала юристом. По данному образованию я, правда, не работала. Но, считаю, любое образование важно. Во-первых, это знакомства. Одно дело, когда ты общаешься только с музыкантами, а там были специалисты из разных отраслей. Было очень интересно общаться. Думаю, что высшее образование необходимо всем, даже если кажется, что оно совсем не обязательно.

Последний раз Юлия играла на флейте осенью для сына. Услышав звуки инструмента впервые, ему не понравилось, он даже заплакал. А после – наоборот, все вертелся возле мамы

– Говорят, что профессионалом музыкант становится, когда у него вырабатывается свой подчерк, так ли это?

– Играть по нотам – это одно. Но за нотами стоит еще твоя музыкальность, как ты ведешь себя на сцене, вкладываешь ли душу в исполнение. Мне кажется, я раньше этого не понимала. Сейчас у меня была бы уже другая манера игры. Раньше я могла даже с закрытыми глазами узнать, кто играет из моих знакомых флейтистов.

– Сколько лет вы играли у Финберга?

Я ушлав 2018 году в IT, проработав в оркестре лет 7. На тот момент я стала руководителем ансамбля и понимала, что для меня это был предел. Как раз в то время у нас появились друзья-знакомые, которые ушли в IT. В инстаграм как-то увидела рекламу курсов, прошла пробный урок и сразу оплатила обучение. На лето нас всегда увольняли, работы не было, поэтому посвятила себя учебе. Потом забрала документы и через месяц устроилась на новую работу.

– Как для вас происходил этот переход?

Я была новичком, мне было очень тяжело. На курсах всегда описывают красиво: приходи, получи профессию и будет много денег. Но там дают только основу, а домашние задания гораздо сложнее. Приходится много читать, плюс часть информации – на английском, а тогда знание языка у меня было не очень. Ведь на гастролях мы с музыкантами других стран и так понимали друг друга.

Эту флейту один из известных режиссеров современности подарил Юлии в 2011 году. Музыкальный инструмент требует обслуживания у мастера: чистки, полировки. Но на ней еще можно играть и играть

– На собеседованиях не удивлялись, что вы из музыки пришли в IT?

Это был самый популярный вопрос, а я до сих пор не знаю, как на него ответить. Это было спонтанное решение.

– Скучаете по музыке?

Конечно, скучаю. Я знаю, что у нас есть оркестр любителей. Возможно, когда ребенок повзрослеет, посотрудничаю с ними. Выступая в оркестре, получаешь такой кайф, особенно, когда солируешь. Сначала ты много занимаешься, тратишь немало времени и сил, но потом выходишь на сцену, отыгрываешь – это просто восторг. Я бы хотела играть для себя, не за деньги, но пока нет возможности.

От музыкального прошлого у девушки осталось несколько афиш и фотографий с выступлений

– Как вы познакомились со своим мужем?

Мы с ним однокурсники: он – ударник, но сейчас тоже работает в IT. Когда был коронавирус, мы все ушли на удаленку. И приняли решение вернуться в родительский дом в Заболотье.

– Не пожалели, что переехали в деревню, нравится здесь?

Тихая, спокойная жизнь. Есть, конечно, минусы, но плюсов намного больше. Все дела, которые были в Минске, они остались там. А здесь мы наслаждаемся природой. Косить траву только напрягает, но ничего не поделаешь.

– Отдадите сына в музыку?

Хотела бы, но не в профессионалы. У людей, которые занимаются музыкой, совсем по-другому работает мозг, у них другой кругозор, окружение, они совсем не такие.

– Юлия, а вы любите слушать музыку?

Если честно, то нет. Я не любила концерты. Хотя сейчас, пожалуй, с удовольствием сходила бы на какой-нибудь. Мне кажется, это мне бы зашло, так как я уже не занимаюсь музыкой профессионально. А раньше мне хотелось тишины. Да и сейчас телевизор у нас почти никогда не работает. А если муж слушает музыку, то прошу, чтобы он надел наушники.

Сейчас профессия нашей героини – тестировщик

– А есть ли у вас хобби?

Я всегда любила читать. Но сейчас нет времени на это. Люблю рыбалку, хотя мужу она не совсем нравится. Раньше, когда с друзьями ездили на озеро, могла почти сутки сидеть и рыбачить. А еще грибы люблю собирать.

– Вы пробовали сочинять мелодии?

Нет, это не мое. Мне кажется, для этого нужен талант. Одно дело – играть по написанным нотам. Это как читать. Тебе же не надо быть писателем, чтобы читать книги. Вот так же и с музыкой. Надо быть творческим человеком.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59