Пожилая жительница Прилеп поделилась воспоминаниями о сложных временах
ПРИЛЕПЫ, Озерицко-Слободской сельсовет. Евгению ДАНЧЕНКО в Прилепах знают как хранительницу древних традиций и обрядов. Ей 89. И до недавнего времени Евгения Петровна еще пела в любительском хоре. С удовольствием поет и сейчас. Подумать только: у человека 4 класса образования, а она пишет стихи и запросто может положить текст на музыку! И даже в эти годы совсем не фальшивит в нотах.
Евгения Данченко переехала в Прилепы в 90-е из деревни Дубровной Брагинского района после аварии на ЧАЭС.
«Мы все бросили. Так жалко было дома, который строили с таким трудом! И так много было связано с родной деревней. Трудно жилось нам после войны. Как только проталины появлялись, шли всем селом на поле за гнилой картошкой. Помоем, почистим, мама в ступе потолчет, подмешает жменьку муки и испечет желтенькие оладушки. Мы с сестрой хватали их горячими… Ни одеть, ни поесть вдоволь не было. Нам повезло: папа вернулся с войны, работал в колхозе, поек давали. Был он сапожник, а потому и нас обувал, и мог заработать лишнюю копейку.
Помню, кони коростой покрывались, кожа трескалась, и тогда их травили в специальной будке. А как отвезут на скотское кладбище, люди идут туда кто с топориком, кто с ножом – за мясом. Ели лошадей. Я не ела. У нас был поросенок, была корова – сильно не голодали. А другим деваться было некуда. Мужья с войны не вернулись, а у хозяек по 6, по 8 детей осталось… Сами пахали, тягали плуг. Но ведь не унывали. Когда поле пололи, ячмень так сильно сурепкой зарастал, что по 15 женщин становились в ряд. Так ведь каждая, практически не разгибаясь, эту сурепку в подол собирала, чтобы потом корове отнести. И при этом еще за работой, практически к земле прижатые, песни пели. Сейчас люди сидят в своих коробках, в компьютер или в телевизор уставясь, и никто не поет. Даже за столом не поют»…