История афганца: «Входил с чувством гордости, а встречал вывод войск с тревогой»
ВЕРХМЕНЬ, Курганский сельсовет. Игорь ЛАППО работает учителем географии в Верхменской школе. А почти 45 лет назад, 19-летним парнем, будучи немногим взрослее нынешних старшеклассников, он был корректировщиком огня в артиллерийской разведке в северо-восточных провинциях Афганистана: Файзабаде, Кундузе, Баглане. Служил там с 1979 по 1980 год.
– Я бы не сказал, что было страшно, ‒ рассказывает собеседник. ‒ Было другое время, сейчас молодежи этого не понять. Поймут только те, кто служил. Во время ввода войск я испытывал чувство гордости за нашу страну, за нашу мощь. Мы входили туда с достоинством. Люди там жили очень бедно. Помню, как отдавали местным детям свой сухой паек. Когда вводили войска, там не было военнослужащих первого периода службы, их места в боевых расчетах занимали призванные из запаса жители Среднеазиатского военного округа.
‒ Что было самое сложное?
‒ Быт: высокогорье, жили в землянках. С декабря по февраль было очень тяжело: холод, ветер, грязь, антисанитария, вши, болезни…
‒ Многие не вернулись домой?
‒ Из нашего подразделения погибли 4 человека.
Кроме Игоря Лаппо, служить в Афганистане выпало еще четверым его одноклассникам, учившимся в первой школе Смолевичей:
– В позапрошлом году не стало Василия Пантелеева, в 2023-м ушел Володя Метельский. Помню, как однажды приехала колонна, и мне сказали, что водитель БТР из Минска. Я побежал встретиться с земляком, подхожу, а из БТР выходит Володя… Мы тогда с ним сфотографировались. Жаль, так и не сделал копию того фото. В Смолевичах живут Леонид Пырко и Юрий Лапутько.
‒ Встречаетесь 15 февраля?
‒ По возможности, встречаемся. Знаменательной датой этот день не считаем, скорее, поминальной. Та война длилась 10 лет. И люди, которые входили в начале боевых действий, в середине и в конце, были разные, с разным настроением. Поэтому у каждого Афганистан был свой. Я входил туда с чувством гордости за страну, а в 1989 году, когда войска выводили, было уже чувство тревоги.
‒ Что говорите своим ученикам, когда спрашивают о войне?
‒ Я говорю им, что прежде чем сделать, надо думать. Война ‒ это горе, слезы и кровь. И мы не должны допустить ее на нашей земле. Никогда.