Меню
ООО «Производственная компания Гард»

Как в Смолевичах помогают особенным людям

СМОЛЕВИЧИ. Екатерина РЯБЧИКОВА родилась в Смолевичах. Она всегда мечтала стать педагогом, работать с детьми. Вспоминает, что в колледже у них был блок обучения работе с инвалидами. Тогда Екатерина была уверена, что ей эти знания не пригодятся никогда. Ее больше интересовали дети из неблагополучных семей, многодетные семьи, пенсионеры. Но жизнь умеет удивлять. Последние 16 лет Екатерина руководит кружком отделения социальной реабилитации инвалидов в территориальном центре социального обслуживания населения. О работе с особенными людьми, о творчестве и счастливом материнстве – наш разговор.

– Екатерина, расскажите, как вы пришли в профессию?

– До декретного отпуска я успела поработать в школе социальным педагогом, но быстро поняла, что это не мое. Поэтому трудоустроилась в территориальный центр, он тогда назывался центром семьи, в отделение социальной реабилитации. Сначала взаимодействовала с неблагополучными семьями, а потом перешла в отделение для инвалидов. Работая там уже 16 лет, ни разу не пожалела. Мне предлагали перейти в другие отделения, стать заведующей, но я не хочу. Когда мне на праздники желают карьерного роста, всегда говорю, что мне этого не нужно. Мне комфортно, хорошо на этом месте. Благо, мой муж меня поддерживает. Для меня очень важно ходить на работу, которую я люблю.

– Посетители вашего отделения – люди разных возрастов. Они для вас как дети?

– У нас был такой период, когда мы называли их детьми. Но потом, посещая курсы и общаясь с преподавателями, тема детей ушла. Они – взрослые люди, просто каждый со своей особенностью. Может, не совсем самостоятельные, не совсем ответственные, но взрослые.

Екатерина уверена, что в их отделении сможет работать не каждый человек

– Вам приходится общаться с их родителями? Как удается наладить связь?

– Для родителей очень важно, чтобы их выслушали. Я всегда на телефоне 24/7. Если им или подопечным надо позвонить мне, то всегда пожалуйста.  Поговорить с кем-то в любое время – тоже не проблема. Мы стараемся быть открытыми, где-то идем на уступки родителям. Но и родители – молодцы. Бывают и у нас в отделении проблемы: где-то с подвозом не получается, не всегда есть возможность взять с собой ребят. Они ко всему относятся с пониманием. Нам в этом плане повезло с родителями.

– Ваши посетители меняются?

– Благодаря тому, что у нас работает тренировочная квартира, мы видим рост ребят. Кто-то к нам пришел с определенными навыками: мог дома помыть посуду, подмести пол. А у нас со временем они учатся оплачивать коммунальные услуги, ходить в магазин. Кто-то, не умея читать, ходит со списком, но они это делают. Ту же уборку могут провести от начала и до конца. Готовят еду, пусть это несложные блюда, но все же. Мы стараемся сделать так, чтобы у ребят было общение. Мы – большая семья, мы друг друга не обижаем, а, наоборот, поддерживаем. Единственное, немножко боремся с родителями и пытаемся их переубедить, что дети многое могут сделать самостоятельно. Надо просто им это позволить, а родители часто не дают, предпочитают все делать сами. Хотелось бы, конечно, чтобы то, что они получают у нас, могли и дома применять.

«Когда у них спрашиваешь, что мы будем делать, они поддерживают все начинания, любую идею. Готовы принять все, что ты им даешь. У нас максимальная занятость, быстренько собрались куда-то, поехали. Им нравится все, – рассказывает Екатерина о том, как проходят дни в отделении

Есть у вас воспитанники, чьими достижениями вы больше всего гордитесь?

– Мы гордимся достижениями Юры Климовича и Тани Стринкевич. Это ребята, которые сегодня могут жить самостоятельно. Пусть даже будет поддержка социального работника 2 раза в неделю, где-то контроль по телефону.

Есть ребята, которые линию нарисовать не могли, а сейчас могут и рисовать, и вырезать. У каждого, конечно, свой уровень, свои достижения. Для нас есть вилкой и ножом это просто, а они этому могут учиться год, но в итоге – сумеют. Вот хотя бы Сергей Шишпаренок. Он, когда пришел, ничего не умел. Да, многому учился, а теперь он чистит картошку, пользуется теркой, подметает, моет полы. Для каждого из них – это достижения.

Какие диагнозы встречаются?

– У нас ребята в отделении с тяжелыми множественными нарушениями: физическими, психическими, физически-психическими. Есть, например, с врожденными заболеваниями, такими как синдром Дауна, аутизм.

По итогам работы за прошлый год Екатерина Рябчикова стала лучшим работником социальной сферы: «Всегда говорю, что этого стесняюсь. Я не умею гордиться собой, своими достижениями. Мне приятно. Это осознание того, что я все делаю правильно. Я с такой гордостью поднималась на сцену, для меня это была просто огромная радость»

– Вы часто ездите с экскурсиями. Как реагирует общество на ребят с особенностями?

– В последнее время мы стали часто пользоваться общественным транспортом. Ездим в Минск, чтобы посмотреть новинки кинематографа, погулять по городу. Ребята сами могут купить билет, уступить место в общественном транспорте. Когда мы гуляем, нам улыбаются, очень часто угощают сладостями. Приходя в кафе, к нам отдельный подход, даже готовы обслужить без очереди. Пальцем никто не показывает, никто не фотографирует. Относятся все по-доброму. Мы в новом микрорайоне нашего города много гуляем, и нас узнают, все относятся доброжелательно. В нашем обществе уже готовы принимать таких людей и относится к ним на равных.

Руководитель кружка поделилась тем, что ее вдохновляет в труде: «Достижения ребят, их любовь, улыбки. Всегда приятно, когда ты приходишь на работу, а тебя ждут, обнимают, в тебе нуждаются. Они всегда это делают искренне»

– Вы когда-нибудь плакали на работе?

– Когда я с родителями жила в общежитии, у нас по соседству была семья, с которой мы очень хорошо дружили. Но потом родители получили квартиру. Мы разъехались. Проходит время. Девочка из этой семьи попадает к нам в отделение с тяжелейшим диагнозом «шизофрения». Она людей практически не помнит. Я пришла на работу, она сидела на кухне, пила чай, поворачивается и говорит: «О, Катя, привет». Даже специалисты были в шоке от этого. Вот тогда я поплакала. Еще переживаю, когда умирают наши ребята. Очень тяжело. К нам в отделение попала девушка Надя. Ее не стало, когда я была в отпуске. Для меня это была потеря родного человека. Ребята в силу своих психических особенностей не воспринимают так тяжело боль утраты, как мы. Я плакала взахлеб, для меня они все, как родные люди.

– У вас много увлечений, вы очень талантливый человек.

– Очередное мое увлечение – вязание шкатулок. Я всегда говорю спасибо своему мужу, что он ни разу не упрекнул и не пожалел денег на мое творчество. Если бы не было поддержки от него, то я бы этого никогда не делала. Хобби у меня много, я нахожу на это время, просто интересно. Очень люблю вязать крючком. Этому меня научила моя бабушка. Спицы, к сожалению, не освоила. Вяжу предметы интерьера, мягкие игрушки, кигуруми, амигуруми (вязание крючком мягких маленьких игрушек. – Прим.). Люблю работать с фоамираном, атласной лентой, делать резиночки, заколочки. Поскольку у меня двое мужчин, а им нравятся вкусняшки, я готовлю, пеку им тортики. Еще одна моя отдушина – орхидеи. В прошлом году муж исполнил мою мечту: мы купили теплицу на дачу.  

– Что для вас значит счастливая семья?

– Иногда у меня спрашивают, что значит счастье. Для меня это семья. И это не только мой муж и ребенок. Но и родители, брат и его окружение, все мои близкие, родные, крестники. Для меня очень важно, чтобы у всех все было хорошо, чтобы все были живы и здоровы. Считаю, что деньги, наличие новой машины – это не показатель счастья.

– Расскажите немного о своем сыне?

– Даниилу 19 лет. Он – студент и официально подрабатывает. Мы с мужем им гордимся. Благодаря тому, что у меня педагогическое образование и я читаю книги по психологии, никогда не бросалась в крайности в воспитании. Бывают различные ситуации. Например, проблемы в школе. Даже вызывали к директору, я послушала педагогов, мы поговорили дома и остались друзьями. У нас с сыном есть час откровений, час общений. Мы можем просто поговорить. Папа у нас строгий. А мама – друг. У нас нет секретов. Если дома какие-то проблемы, мы, не стыдясь, обо всем разговариваем, обсуждаем. Для меня основным в переходном возрасте сына было важно остаться ему другом. Обнимайте детей чаще. Они такие колючие в этом возрасте. Не зря ведь говорят, что для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым, его нужно 7 раз в день обнять. Два раза он колючий, а потом улыбается. Детям, наверное, не хватает тактильности. Пока ребенок на руках – это такое счастье. Подростка на руки не возьмешь, а вот обнять можно всегда.

– Вы можете сказать с уверенностью, что реализовались в работе, дома, как мама, как жена?

– Я считаю, что да, я реализовалась и как мама, и как жена. Думаю, что и моим родителям за меня не стыдно. На работе, в профессии – да, это точно моя стезя. Я благодарна своим коллегам за поддержку.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59