Уроженка Калиты живет без оглядки на возраст
КАЛИТА, Драчковский сельсовет. В мае Анна ХОДАН отметит 91-летие. В свои богатые на горе и радости годы она живет без оглядки на возраст: сажает огород, наводит порядок во дворе и доме, делает заготовки на зиму и даже вяжет носки соседям. Ее оптимизму и бодрости духа может позавидовать каждый.
Анна Семеновна родилась и выросла в Калите. С горечью вспоминает тяжелые годы войны, во время которых потеряла брата и отца.
– Когда брату исполнилось 18 лет, он ушел в партизаны, – рассказывает наша героиня. – Служил в отряде Громова. На одном из заданий погиб. Случилось это в Замосточье. Партизаны отвезли его в Волму и похоронили возле клуба. Потом, когда в Калите открылось свое кладбище, его перезахоронили здесь. Батюшка приезжал, читал молитвы.
А спустя месяц после смерти брата семья лишилась отца.
– Пришли наши и спросили у папы, видел ли он какую технику в деревне, – продолжает рассказ женщина. – Он сказал, что недалеко стоит машина, и пошел проверить. Назад не вернулся – фашисты его расстреляли. Мама осталась одна с 4 детьми.
Анна Семеновна окончила 8 классов, учиться приходилось в разных деревнях.
– Первых 4 класса учились в Первомае, потом еще три – в Заямном, а в восьмой класс нужно было ходить в Новую Слободу, это Минский район, – говорит Анна Семеновна. – Кстати, нас из деревни только двое туда пошли: я и моя подружка Валя.
Когда Анна получила аттестат, старшая сестра позвала ее к себе в Столин, где работала преподавателем в местном учебном заведении.
– Приезжай, говорит, к нам, поступишь. И я прошла. Училась хорошо. Спортсменкой была. Первые места занимала в соревнованиях: бегала хорошо, – улыбается Анна Семеновна.
После техникума нашу героиню распределили в Могилевское управление сельского хозяйства. Но мама настояла, чтобы дочь осталась в родных краях.
– В соседней Кулешовке контора колхозная располагалась, – говорит моя собеседница. – Там и начался мой трудовой путь. Когда хозяйство поделили на части, осталась без работы. К тому времени у меня детки маленькие были. Устроилась кассиром в «Огонек», три года там отработала. А потом сосед мой, он тогда агрономом в совхозе был, говорит: «Семеновна, сколько ты еще ездить будешь?! Иди к нам». Взяли меня бухгалтером. Оттуда, в 1988 году, я ушла на заслуженный отдых.
И с собственным жильем Анне Семеновне повезло не сразу. И в бараке с детьми пожила, и, как она говорит, «на общей кухне». И только спустя годы, когда дети пошли в школу, Анна Семеновна получила собственную квартиру в Замосточье. Сделала ремонт и не могла нарадоваться.
Сейчас почти все время она проводит в Калите.
– Огородом надо заниматься, – говорит Семеновна. – А как же. Я и закатки делаю, лук и чеснок на зиму посадила, все взошло. Листья подгребла. Сын приезжает. Да и не скучаю я. Вот соседка попросила носки ей связать – больше никто в деревне этого не умеет.
Прощались долго. Анна Семеновна угостила конфетами.
– На дорожку, – улыбнулась и помахала рукой.
Виделись мы впервые, но будто в гостях у родного человека побывали.