Меню
ООО «Производственная компания Гард»

Разбираемся, как изменились условия трудоустройства для иностранцев

СМОЛЕВИЧИ. С 1 июля вступили изменения в Закон «О внешней трудовой миграции». Они касаются трудовой деятельности как иммигрантов, так и эмигрантов, полномочий Президента Республики Беларусь и отдельных государственных органов. Уточнены некоторые термины. Так, понятие внешняя трудовая миграция распространяется также на выезд из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по гражданско-правовым договорам.

Остановимся на изменениях, связанных с приемом иностранцев на работу в Беларуси. Нормы, регулирующие порядок осуществления трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами, как и ранее, содержатся в главе 4 Закона о миграции.

Обратите внимание! Разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, выданные до вступления в силу Закона от 30.12.2022 N 233-З, действие которых не прекращено, с 01.07.2023:
— прекращают свое действие;
— подлежат возврату нанимателями в подразделения по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов по месту своего нахождения (месту жительства).
Это необходимо было сделать в месячный срок со дня вступления Закона от 30.12.2022 N 233-З в силу (ч. 2 ст. 2, ст. 4 Закона от 30.12.2022 N 233-З).

Порядок выдачи специальных разрешений в отношении каждого отдельного иностранца, независимо от их количества, по-прежнему сохраняется. Устанавливается, что специальное разрешение выдается в отношении иностранца по заявлению нанимателя. За получением указанного разрешения наниматель обращается в подразделение по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства). При этом был уточнен перечень трудящихся-иммигрантов, в отношении которых выдача специального разрешения производится без учета вышеуказанного заключения. Так, к ним относят трудящегося-иммигранта:

— привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), обладающего профессиональными знаниями, умениями и навыками, что подтверждается документами об образовании и стажем работы по профессии рабочего (должности служащего) не менее 2 лет, а также размер указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которого должен превышать пятикратный размер месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь;

— являющегося высококвалифицированным работником, чья профессия рабочего (должность служащего) не включена в перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда.

Расширен перечень случаев, когда при привлечении иностранцев для осуществления трудовой деятельности не учитываются требования главы 4 Закона. Печень исключений позволяет нанимателю не получать специальное разрешение в отношении иностранца, привлекаемого для осуществления трудовой деятельности.

Отметим некоторые нововведения:

  • Командирование работников для работы в представительствах иностранных организаций на срок, не превышающий 2 месяцев.
  • Осуществление трудовой деятельности иностранцами, являющимися профессиональными спортсменами, выступающими за Беларусь на международных спортивных соревнованиях, профессиональными тренерами.
  • Осуществление трудовой деятельности иностранцами, получающими профессионально-техническое и среднее специальное образование в учреждениях образования Беларуси вне зависимости от специальности. При этом продолжительность рабочего времени не может превышать половину нормальной продолжительности рабочего времени.
  • Привлечение иностранцев по профессиям рабочих (должностям служащих), включенным в перечень профессий/должностей, на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда. Перечень устанавливается Министерством труда и социальной защиты.
  • Привлечение иностранцев по трудовым договорам на сезонные работы в сельском хозяйстве на срок до 6 месяцев в календарном году.

В отделении по гражданству и миграции Смолевичского РОВД обращают внимание на то, что при привлечении на работу иностранцев, не подпадающих под требования главы 4 Закона, наниматели обязаны уведомить миграционные органы о заключении (продлении срока действия) или прекращении трудового договора в течение 3 рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия) или прекращения,  ни сам трудовой договор, ни внесенные в него изменения нанимателю регистрировать не нужно. Таким образом, исключена обязанность регистрации трудовых договоров, наниматели должны получать только специальное разрешение. Представить уведомление можно письменно или в виде электронного документа, т.е. документа в электронном виде, подписанного ЭЦП. При этом, трудящийся-иммигрант может осуществлять трудовую деятельность у нескольких нанимателей при наличии у каждого из них соответствующего специального разрешения. Отдельное специальное разрешение требуется в случае выполнения трудящимся-иммигрантом в свободное от основной работы время иной оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя либо по профессии рабочего (должности служащего), отличной от указанной в трудовом договоре и специальном разрешении.

Срок действия специального разрешения можно продлить только единожды, в последствии необходимо получать новое специальное разрешение.

Следует помнить, что наниматель обязан вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение пяти рабочих дней со дня прекращения трудового договора. Также расширен перечень случаев, когда специальное разрешение может быть аннулировано. Среди новых положений, это выявление факта неосуществления иностранцем трудовой деятельности в течение 6 месяцев, в том числе по заявленному месту работы, незаключение трудового договора в течение 6 месяцев после получения специального разрешения, неуплата нанимателем обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в период осуществления иностранцем трудовой деятельности в случаях, когда уплата таких взносов является обязательной.

В отделении напоминают об ответственности нанимателя за нарушения в сфере миграционного законодательства:

— уполномоченные должностные лица юридического лица, ходатайствующие о въезде иностранца в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь, обязаны принимать меры по его своевременной регистрации, получению им разрешения на временное проживание,  по выезду его по истечении определенного ему срока пребывания в Республике Беларусь.  За нарушения этих положений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 базовых величин.

— прием на работу иностранцев без специального разрешения влечет административную ответственность нанимателей Республики Беларусь в соответствии с ч. 7 ст. 24.35 КоАП, за нарушение требований указанной статьи предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 базовых величин (юрлицо, ИП —  до 50 базовых величин.)

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59