Историческая правда без цензуры, или зачем детям знать о войне

«Я, может, скажу непопулярную вещь. Но не время рассуждать о травмированной психике детей, которые могут увидеть эти страшные снимки и видео, которые мы часто демонстрируем… Не надо тут нам дрожать, что кто-то это увидит поменьше, побольше. А как им объяснить, почему мы сегодня отчаянно боремся за эту историческую память?» – сказал Президент Беларуси Александр Лукашенко на международном патриотическом форуме в Волгограде (бывший Сталинград) .
Эта фраза заставила думать. Вспомнилось, как два года назад дочка пришла из школы и со слезами рассказывала, что посмотрела «Иди и смотри». Она спросила тогда: «Мама, зачем нам такое показывают? Это же так страшно…»
Это стало сильным толчком к изучению истории. Она расспросила бабушку о воевавшем прадеде, об угнанной в Германию прабабушке, о пяти сожженных деревнях в окрестностях Телехан, где та родилась. А от дедушки узнала, что за ее любимым Коссовским замком есть место, где похоронены более 3000 евреев, зверски убитых фашистами. Очевидцы рассказывали, что там еще несколько дней «земля дышала». И в Смолевичах – та же страшная история…
6 мая по территории нашего района проходил автопробег «Дорога Великой Победы». Во время митинга в «Разгроме» мое внимание привлек 8-летний могилевчанин Роман Смолько. Вместе с папой он участвует в автопробегах уже несколько лет. Первый мемориальный комплекс, где он побывал, находится в Борках под Могилевом. Это туда, в место памяти сожженных деревень Могилевщины, привозили потом глупых девчонок, которые 9 мая добавили нам в празднование ложку дегтя.
Рома рассказал, что там, на мемориальных плитах, помимо имен можно прочесть трагедию глазами детей. Там слышны стоны, звуки пожара:
– Когда мы с мамой читали, младший братик поднялся к памятнику тети с колыбелью, и зазвучала очень грустная мелодия – для тех детей, которые умерли.
Я тогда спросила Дмитрия Смолько:
– Не боитесь за детскую психику? Как-то сейчас все популярнее тепличные условия, кукольные картинки, минимум тяжелого…
А он ответил:
– Тепличные условия воспитывают слабых людей. А если дети с молоком матери будут впитывать память о войне, то в случае беды они будут знать, что делать. Я как отец двоих сыновей в этом уверен, поэтому буду растить из них мужчин и защитников.
И тех, кто будет стараться не допустить повторения.
Рекомендуем
