Педагог из Курковской школы уверена, что любовь к стране можно найти в каждом предмете

КУРКОВ, Усяжский сельсовет. У учителя химии и биологии Курковской школы Валентины Рящиковой всего одна запись в трудовой книжке – о приеме на работу. Еще в детстве она решила, что будет учителем, и осталась верна выбранной профессии.
Почти пятьдесят лет она пробуждает в своих учениках стремление к знаниям и науке, учит их быть любознательными, любить свою родную землю и добиваться успехов.
О детстве, учебе, пути в профессию и многом другом –
наш разговор с педагогом.

– Валентина Аркадьевна, а вы были хорошей ученицей?
– В школе я училась, так сказать, двусторонне. Оценки у меня были 4–5. Четверки – по белорусскому и русскому языкам, физике. И в то же время я была веселой, любила пошутить, посмеяться. Иногда и дисциплину нарушала. В 5-м классе с парнями дралась. Завуч как-то поднял всех и говорит: «Кто нарушал дисциплину, те остаются стоять, остальные садитесь». Ну, я одна стоять и осталась. Была честной и принципиальной.
А еще я спортом занималась, начиная с 5-го класса, потом и в педучилище. Бегала, прыгала в высоту, гранату метала очень хорошо. Участвовала в туристических слетах, в зарницах. В детстве на месте вообще не сидела.
– Повлиял ли кто-то на ваш выбор профессии?
– Я с 1-го класса мечтала стать учителем. Еще в школу не ходила, а летом все соседские дети у нас собирались, пока родители были на работе. Садились за стол, я выдавала им карандаши, листы бумаги и диктовала легенькие примеры, сказки читала, а потом кормила их. Мама приходит с работы, а каши нет. Себе я так и не изменила, стала учителем.

– Как вам кажется, в чем разница между современными детьми и ребятами вашего поколения?
– Сейчас дети совершенно другие по сравнению с нами. Мы играли в лапту, классики, прятки и другие подвижные игры. Когда темнело, мама разрешала летом до 23.00 на улице быть, так мы садились на колоды и играли в испорченный телефон. А для классиков, помню, использовали баночки от крема для обуви. Выбрасывали ваксу, а потом родители нас ругали, так как обувь нечем было чистить.
Когда я училась, для меня школа была школой жизни, общения, основой в выборе профессии. Сейчас дети не заинтересованы в знаниях. И на уроках стараются использовать телефоны. Хоть и оставляют их в специальной коробке, все равно умудряются списывать. Не все, конечно. Те, кто послабее, так делают. С появлением гаджетов интерес к учебе и знаниям у детей снизился.

– Какие ребята больше запоминаются – отличники или двоечники?
– Запоминаются и те, и другие. Есть дети, которые учатся на 2 и 3, но ведут себя культурно. Таких я люблю, их стараюсь подбодрить, чтобы они подтянулись и что-то могли ответить. А есть такие, кто на голове стоит, вот им приходится делать замечания. К тем, кто хорошо учится, требования более высокие. Бывает и такое: некоторые 8 получат и говорят мне, что папе пообещали 9, но не оправдали ожидания. На это ответ один – надо усерднее заниматься.
У меня так заведено: с 7-го класса по 11-й ученики присылают фотографии природы, если видят что-то интересное. Это могут быть снимки необычных пауков, богомолов. Такие фото потом используем везде: в научных работах, на занятиях объединений по интересам, которые я веду: «Зеленая школа», «Флористика», «Юный исследователь». По этим снимкам я делаю базу письменного материала.

– Вы следите за судьбой ребят, когда они выпускаются из школы?
– Многие из моих выпускников приводят в школу своих детей. Так они всегда у меня спрашивают, как учились их родители. Хотят знать про оценки и поведение. Есть, конечно, и те, кого судьба забросила далеко. С ними общаемся по Вайберу.
– Есть ли разница между учителями, которые преподавали вам, и современными педагогами?
– В школу, где я училась, педагоги приезжали из Калинковичей, почти все были евреями. Они – разумнейшие люди. Я благодарна тем, кто меня научил истории, русскому языку. А как я любила химию, математику… У меня были отличные учителя.
Я и детям говорю, если бы в те времена, когда я училась, у меня был компьютер, я бы, наверное, профессором стала. Это столько возможностей дает.

– Раньше легче было работать, когда пришли только?
– Сразу было страшновато. Потом начала знакомиться с учителями и детьми. Я как пришла в Курковскую школу 48 лет назад, так и работаю на одном месте. Хотя сначала 7 лет трудилась вожатой, не было места учителя.
Сейчас работать сложнее. Я вспоминаю, когда была завучем и директором, такого потока бумаг не было.

Что касается уроков, их как вела, так и веду. Только появляются новые формы работы. Применяем телефоны для считывания QR-кодов, которые даются в учебниках. Методика образования движется. Сегодня предъявляются серьезные требования к развитию речи, чтению текста, изложению своих мыслей.
У нас в школе старшеклассники изучают химию и биологию на повышенном уровне. Это 4 часа химии и биологии вместо двух в стандартной программе, что требует огромной подготовки, ведь детям надо объяснить вещи более сложные, чем на базовом уровне.

– Книги сейчас и раньше. Какие лучше?
– Я люблю, чтобы у меня было много книг, все новейшее, да и старые часто использую. Люблю занимательный материал, минутки на три даю задания: кто первый отвечает, тому сразу ставлю 10.
Сегодня много лишнего в учебниках. Они переполнены терминами. Столько детям не надо. Советские учебники были лучше, понятнее, четче. А сегодня открываешь биологию, а там… Попробуйте детям в 7-м классе при разборе стебля объяснить, что такое колленхима и склеренхима, флоэма и т.д. Я стараюсь упростить и даю минимум, то, что нужно по программе. Готовлю маленькие конспекты основного материала. Пусть лучше это отложится. Они же сейчас почти не читают.
– Как вы относитесь к нецензурным выражениям?
– Это, конечно, проблема. Очень большая проблема. Дверь лаборантской выходит в класс, часто детей успокаиваем и делаем замечания. Бывает, у них выскакивают маты даже на уроках. Обращаем внимание самих ребят и их родителей на это. Но рот же детям не заклеишь. Иногда они этого просто не замечают, уже как привычка, происходит рефлекторно. Я к этому отношусь отрицательно. А сколько в фильмах матов! Почему не запретить их использовать или хотя бы «запикивать»?

– Любовь к Родине. Этому можно обучить?
– Конечно. Давайте возьмем любую тему по химии. Например, удобрения. В каких городах Беларуси их производят? Я не только рассказываю про них. Мы с детьми очень часто путешествуем, бываем в разных местах нашей страны.
Даже делая флористические композиции, говорю, что это наша природа, наша Родина. Любовь к ней – это и цветок, и дерево, и любовь друг другу, и уважение. На каждом предмете я об этом упоминаю. Урок – это тоже Родина. Ведь любой материал можно преподнести с отсылкой к своей родной земле, любимой стране.