Время идет, деревня меняется: новые дома, новые люди, новое время
ЗАРЕЧЬЕ, Плисский сельсовет. Людмила ВАЛЕВИЧ живет в родительском доме в деревне Заречье. Вспоминает, как ходила в Плисскую школу, когда та была еще двухэтажной.
– Конечно, жизнь в деревне сейчас и тогда, как говорится, – небо и земля, – делится женщина. – Правда, детей стало меньше. Сейчас здесь бывают внуки тех, кто раньше тут жил, и то в основном приезжают на лето. Раньше все наше воспитание было на улице. Родители на работе, а мы все время проводили вне дома. В юности в 2 часа ночи идешь с нашего «пятачка» и никого не боишься. Детские впечатления отличаются от наших, старческих, очень сильно. Нам кажется, все тогда было намного лучше. Хотя в плане комфорта – не сравнить.
В Заречье женщина переехала после того, как умерла ее мама. Людмила Иосифовна больше 20 лет проработала на птицефабрике, в Октябрьском у нее есть квартира. Потом трудилась в психоневрологическом доме-интернате. На пенсию выходили в 50 лет.
– Постояльцы к нам привыкали, мы к ним тоже. Я, например, это все с теплотой вспоминаю, – говорит жительница Заречья. – И мы их любили, и они нас. Я и сейчас поддерживаю связь со своими коллегами, перезваниваемся друг с другом, не каждый день, конечно, по праздникам.
Женщина вспомнила, что когда-то в Заречье был колхоз-миллионер, очень богатый. Все, что в деревне есть, благодаря ему.
– Председатель колхоза Некрасов здесь жил, – рассказывает Людмила Иосифовна. – Его жена была учительницей у нас в школе, моей классной. Он сюда приехал совсем молодым, помню, в военной форме. Был крикливый, но толковый. Колхоза давно уже нет. Вот возьмите птицефабрику. Был Петров, пришел в 36 лет, его жена и сейчас у нас в аптеке работает. Когда он жил в поселке, клуб построили, молодежь была занята. Действовал в нем танцевальный ансамбль «Плисянка», носил звание «народный». Каждый год во Дворец профсоюзов ездили подтверждать свое звание. Когда ДК открылся, появился ансамбль, в котором парни пели вживую, сейчас такого нет. На птицефабрике проводились соревнования, между цехами – конкурсы самодеятельности, руководитель это поощрял. Для работников цеха, которые выигрывали, организовывались поездки. Вот мы в Ленинград ездили. Я это вспоминаю как сон. У меня еще до сих пор есть грамоты с того времени.
Людмила Иосифовна рассказала, что раньше здесь все знали друг друга с детства. Правда, уже никого из старожилов почти не осталось. И сами люди поменялись. Дома с того времени стоят, только владельцы другие, да и новые строятся.
Одна беда в деревне: зимой, когда холода, напряжение проседает, а у жителей котлы газовые. – Звонила в энергосети, просила сделать, но нет пока результата, – говорит женщина. – В газовом котле уже стабилизатор поменяла, плату управления тоже, пульт сгорел. Приходится все с пенсии восстанавливать, а пенсия ведь небольшая.