Меню

Ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС переехала в Смолевичское Курганье

КУРГАНЬЕ, Курганский сельсовет. Светлана КРОТ имеет медаль ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Когда случилась трагедия, она работала начальником цеха массового пошива в Хойникском КБО.

– Помню, 1 мая после демонстрации приехал ко мне директор и сказал, что срочно надо сшить карту на всю стену для военных, – начала свой рассказ собеседница. – Полковник, который давал мне инструкции, сказал: «Если есть возможность увезти отсюда семью, завтра же это сделайте». На следующий день 5-летняя дочка и 9-летний сын уехали к моей сестре в Минск. А я осталась в Хойниках до 1 августа. Со 2 мая с 6 до 7 утра нас забирал автобус и отвозил в 30-километровую зону. Надо было ходить по домам и убеждать людей не пить воду из колодцев и не употреблять домашнее молоко. Почему? На этот вопрос нам никто не ответил… 7 мая людей начали эвакуировать в близлежащие деревни за переделы зоны. Мы их просто отвозили на автобусах в центры деревень, а уже сельчане брали людей в свои семьи – кто сколько мог. Один момент до сих пор перед глазами. Эвакуировали людей из Брагинского района. На перекрестке перед Хойниками на протяжении 200 метров стояли военные машины. Из подъехавших автобусов выходили люди, мыли лицо и руки. В это время автобусы дезинфицировали, и пассажиры ехали дальше. А в руках у них были просто авоськи – они думали, едут всего на неделю, а их увозили навсегда… Помню, 7 мая военные говорили: «Если этот день переживем, все будет хорошо». Уже после обеда они бежали счастливые и кричали нам: «Девочки, получилось!». Странное было время. Детей с молодыми мамами увезли, и если где встретишь ребенка, это была сенсация. А по своим очень скучали…

Отпустили Светлану к детям 1 августа. Все лето сестра с мужем подыскивали им жилье недалеко от Минска и нашли дом в Курганье, который как раз сдавался. Здесь Светлана живет до сих пор.

– А как вас приняли в деревне?

– Очень хорошо. Я устроилась на работу заведующей КБО. Ребятишки пошли в школу. И когда спустя время осталась с детьми одна, без мужа, меня очень поддерживали: и словом, и делом. Когда КБО закрывали, председатель сельисполкома Николай Малец предложил мне идти в сельсовет бухгалтером. А я же технолог, бухгалтерию не вела… Испугалась. А он мне тогда сказал: «Детей кормить тебе надо? Значит, научишься». Поехали мы в райфинотдел, и там главный бухгалтер Елена Быкова тоже меня поддержала и целый месяц обучала. Так я стала бухгалтером и проработала на этой должности 23 года.

А завершилась трудовая карьера Светланы Петровны необычно: уходом в декретный отпуск. Дочь вышла на работу досрочно, а бабушка стала ухаживать за внуком. Теперь их у нее шестеро. Старшему – 21, а младшему – 5 лет. Так что скучать богатой бабушке точно не приходится.

– Тоскуете по родине?

– Очень. Раз в несколько лет ездим с детьми на могилы близких. Я из деревни Пудаков, папа наш умер в 1988 году – получил облучение. После его смерти мама стала жить у сестры. Умерла она в прошлом году. Ей было 95 лет. Не так давно были мы в родных местах. Посещали могилы, подъезжали к нашему дому в Хойниках. Старых жильцов уже нет, все разъехались. Кажется, жизнь наладилась, все хорошо, но все равно скучаю… Родина есть родина.

Последствия аварии для нашей героини не прошли бесследно: она – инвалид второй группы. Но при этом женщина не унывает. Говорит, жизнь сложилась

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59