Рассказываем о легендах и истории названия деревни «Бабий Лес»
БАБИЙ ЛЕС, Жодинский сельсовет. В письменных источниках населенный пункт известен с XIX века. Согласно переписи 1897 года, это деревня в Юрьевской волости Борисовского уезда с 265 жителями. Тогда здесь действовали кузница, православная церковь и церковноприходская школа (открыта в 1892 году).
С годами население уменьшилось. На 1 января 2024-го в деревне зарегистрировано 26 хозяйств и 46 жителей, из них 5 детей, 20 взрослых и 21 пенсионер.
«Бабий» – значит, страшный?
В средние века люди обходили такие места стороной, ведь топонимы «Бабин», «Страшный», «Дикий» в то время являлись практически синонимами. Название «Бабин/Бабий» применялось к местности, имевшей нехорошую, «дурную» славу. Это были глухие удаленные места среди дремучих лесов, часто сильно заболоченные.
На самом деле, деревня вызывает совсем другие чувства. Расположена она в живописном уголке Жодинского сельсовета, вокруг – леса, поля, недалеко находятся красивейшие озера – Малое и Большое Юровское (его еще называют Великим). А люди какие здесь живут! Искренние, добрые, работящие…
Место древнее, намоленное
С деревней связано немало мистического. Бабий Лес всегда был под божьей защитой. Всякое лихо обходило местных жителей стороной. Даже в войну бабинские хаты не сожгли, потому что деревню освятили особым обрядом. Уцелела и церковь. Люди говорят: место это древнее, намоленное. Старинный храм в честь благоверного князя Александра Невского находится посреди кладбища недалеко от деревни. В 2022 году его реконструировали. Деньги на благое дело бабинцы собирали сами. Сейчас по выходным и в церковные праздники здесь проходят богослужения.
Легенды
О названии населенного пункта в народе ходит несколько легенд. Согласно первой, давным-давно войт богатого князя, чьими были угодья и глухие тогда леса, за украденный мешок ржи высек вдову-крестьянку. Не посмотрел изверг, что у вдовы той было семеро сыновей. Разгневанная гордая женщина ночью ушла с детьми в лес. Не остановили ее даже непроходимые болота. В глубине леса выкопала она землянку, где и поселилась с сыновьями. Чтобы выжить, разработала клочок земли, на котором сеяла рожь, охотилась. Никто не знал, куда пропала вдова с детьми. Однажды князь со своей свитой приехал в эти места на охоту. Увидели дымок, вьющийся из земли. Подъехали к месту, где жила вдова и семеро ее сыновей. Та, прося пощады, бросилась в ноги князю и все рассказала. Вельможа выслушал женщину и молвил: «Пусть живет, корчует, разрабатывает землю, сколько может».
Вторая легенда гласит, что около трехсот лет назад на месте деревни было небольшое озеро и стоял глухой сосновый лес. В это время на берегу лесного водоема поселилась бабка. Никто не знает, зачем она ушла жить к озеру одна и откуда у нее появилась неплохая избушка. Но местечко это начали называть Бабьим Лесом. Спустя какое-то время рядом с этой бабкой стали селиться другие люди и, в конце концов, на этом месте образовалась деревня.
На малую родину
Анатолий Мытник родился в Бабьем Лесу, а когда вырос, получил образование, поселился в столице. И вот спустя много лет, выйдя на заслуженный отдых, вернулся в родную деревню.
– Сразу на этом участке у нас стояла небольшая дача, а потом дом построили, – рассказывает Анатолий Григорьевич. – И года 3–4 я живу здесь постоянно. Детям квартиру в Минске оставил и перебрался сюда. Много чего в Бабьем Лесу поменялось: асфальт лежит, вода есть, газ в баллонах привозят. Раньше такого не было. Магазин, правда, закрылся. Но торговый объект есть в соседнем Замлынье, да и автолавка два раза в неделю приезжает.
Чтобы не скучать в одиночестве, мужчина завел себе четвероногого друга – собаку по кличке Луна. И хоть с приходом весны тем, кто живет в деревне, не до скуки, в компании друга любое дело лучше спорится.
Если бы не одно «но»
Тамара Позняк в деревне живет 5 лет. Говорит, все нравится. Если бы не неудобства, связанные с оживленным движением тяжелой техники по улице.
– Это доставляет большой дискомфорт всем жителям. Дорогу машины разбивают, летом пыль летит. А вообще, места здесь красивые, лес рядом, в грибы и ягоды ходим, – поделилась женщина.
Живет деревня
– Деревня у нас замечательная, люди отличные, – с таких слов начала свой рассказ Ирина Филипович. – Населенный пункт не умирает. Молодежь участки покупает, строится. Старые дома приобретают тоже, в порядок приводят. Симпатично становится. Летом почти в каждом доме живут, зимой, конечно, народа меньше.
Ирина родилась в Бабьем Лесу, потом уехала в Минск, а два года назад, когда вышла на пенсию, вернулась в родные места. Здесь живут ее родители, сестра, брат с женой.
– Хорошо у нас, весело, все рядышком, в гости друг к другу ходим и на прогулки. Скоро огород начнется, так что занятие найдется каждому, – улыбается Ирина.
«Я дома!»
Галина Дорошкевич, по ее словам, «безвылазно» живет в деревне около 6 лет.
– Мы с мужем в Жодино жили. В 1992 году здесь строиться начали, – рассказала Галина. – Поначалу лето проводили в деревне, а на зиму в город возвращались. А сейчас я на один день туда съезжу и не могу дождаться, когда назад вернусь. Приеду и говорю: «Я дома!». Хорошая деревня у нас, люди замечательные. И всегда есть чем заняться. Сейчас вот рассаду выращиваем, ждем новый посевной сезон.
«Чисто бабинский я человек»
С коренной жительницей деревни Валентиной Дорошкевич нас познакомила ее дочь Ирина Филипович. В прошлом году Валентине Андреевне исполнилось 85 лет. На ее женскую долю выпало немало трудностей, но сегодня она с большим теплом вспоминает Бабий Лес далеких прошлых лет, его смелых и работящих людей, которые умели ценить то малое, что имели, и никогда не отчаивались. Жили просто: тяжело трудились, весело отдыхали, растили детей…
На вопрос, какой раньше была жизнь в деревне, Валентина Андреевна улыбнулась:
– Жили, можно сказать, очень хорошо. Не было, как теперь, доставки. Пешком ходили в Смолевичи к врачу, в Жодино нас не принимали. В магазин тоже ходили пешком. Муки наберем, хлеба и несем домой на себе, а это километров 19. Школа была посреди деревни. Там учились 4 года, а потом в соседний Остров ходить надо было.
Валентина Андреевна окончила 5 классов и пошла трудиться в колхоз.
– Мама работала дояркой, но заболела, поэтому трудодни пришлось зарабатывать мне. Без них ни хлеба не давали, ни зерна, ни сена, – продолжает рассказ женщина. – В школу я больше не ходила. Осталась работать в колхозе.
С будущим мужем Валентина познакомилась в деревне. Когда в войну Сухой Остров сожгли, его семья построила дом в Бабьем Лесу. Расписывались молодые в Юрьево, тогда эта деревня была центром сельсовета.
Всю жизнь Валентина Андреевна живет в Бабьем Лесу и гордо называет себя чисто бабинским человеком. У супругов Дорошкевичей – трое детей: сын и две дочери. Они сейчас рядом с родителями, окружают их теплом, заботой и вниманием.
Часто в гости приезжают внуки (их у дедушки с бабушкой пятеро) вместе со своими детьми: правнуков у Дорошкевичей уже шестеро.
Все праздники отмечают в большом семейном кругу. И главный тост за столом всегда произносит бабушка. А желает она всем только одного: крепкого здоровья и мирного неба над головой.