Деревня Кленник-Низ оживает летом
КЛЕННИК_НИЗ, Курганский сельсовет. Деревня Кленник-Низ не имеет указателей на въезде и выезде, поэтому правильно определить границы маленького населенного пункта и отделить его от большого Курганья могут только местные.
Официально здесь в 15 домовладениях проживают 22 человека, но зимовать остаются немногие. Зато летом зеленая деревня в полном смысле слова оживает. В родительские гнезда возвращаются дети, внуки и правнуки, приезжают дачники, которые в разное время приобрели дома или участки.
Немало людей здесь строят новое жилье. На краю деревни красивую усадьбу возводит многодетная семья. На небольшой улице Ленина уже готовы три современных дома, два еще строятся, на соседней улице Гончарика тоже идет строительство.
Что в имени тебе моем
В деревне две улицы – Ленина и Гончарика. Первая получила название благодаря работавшему здесь одноименному колхозу, а вот чья именно фамилия дала название второй, неясно. Кто-то говорит, ее назвали по фамилии Василия Гончарика, который когда-то был председателем сельского Совета и жил в этой деревне. Есть и другая версия: возможно, улицу назвали в честь уроженца соседнего Кленника Михаила Гончарика – ученого, писателя, директора института экспериментальной ботаники. Если у вас есть другая информация, напишите нам – мы с удовольствием об этом расскажем.
Интересно, что улицу Гончарика еще называют учительской, потому что селились здесь семьи учителей, которые работали в Кленникской школе.
История
Изначально формировалась деревня главным образом из тех, кто еще после коллективизации переезжал сюда с хуторов Баркуновщина, Юрочки, Петрички, Тунечки, Волковщина, Миничевщина и др.
Примерно до середины 60-х годов в Кленнике-Низе работала начальная школа. Сейчас на ее месте стоит жилой дом. Был здесь и клуб, и колхозный амбар. В местном колхозе имелась и отара овец.
– В деревне людей у нас было много, ведь в каждой семье не менее троих деток, – вспоминает коренная жительница Нина Бурая. – Жили просто, но дружно. И помню, в основном в семьях были мальчишки. Моя подружка Софья Копоть была на 4 года старше. Вот я за ней хвостом всюду и ходила. В субботу старались дом вымыть, все по хозяйству маме помочь, только бы вечером она отпустила в Курганье в кино.
Живет Нина Александровна в обновленном и благоустроенном доме, который еще ее мама построила на месте обветшавшей бабушкиной хаты.
– Как сейчас помню маму, сидящую на срубе, как она своими руками высекала балки, – делится собеседница. – Жалко мне этого дома, маминых трудов, поэтому мы его отремонтировали, сделали удобства. Мама моя никакой работы не боялась. В колхозе за плугом ходила. Вместе с племянницей Валей Волковой они помогли построить дом соседу-фронтовику, у которого было серьезное ранение. Они строили, а он нам шил одежду и делился дефицитными продуктами, которые ему были положены как ветерану войны: мылом, нитками и другим. А когда маме было 72 года, она вместе с моим зятем Сашкой поставила баню.
Сама Нина Бурая – инженер-строитель и просто человек, который не привык сидеть сложа руки. Вот привезли соседке Галине бетон, а помощников не было. Женщина взяла лопату, и вдвоем они разгрузили машину, хоть и знакомы-то были всего-ничего.
– Люди у нас тут хорошие, дружные, – говорит Галина Черняк. – Я не местная, здесь у меня живет мама, которая перебралась в дом своего брата. Я вышла на пенсию и часто сюда приезжаю. И сыну моему в деревне нравится, поэтому он тут построил новый дом.
Маме Галины Николаевны – Анне Васильевне Калеко – уже 91, но она и выглядит прекрасно, и поет звонко, и сама себя обслуживает. В ее уютном доме, как в музее рукоделия: так много работ с изящной вышивкой, с разными мотивами.
Немного о традициях
Слово «кирмаш» мы сейчас воспринимаем как белорусский синоним слова «ярмарка». Но изначально кирмаш – это праздник, приуроченный ко дню святого или церковного события, в честь которого был назван храм. В Западной Беларуси этот праздник называют словом «фэст». А в Кленнике-Низе и других деревнях кирмаш – это своего рода праздник деревни. И когда-то отмечали его 14 октября, на Покров.
– У нас на Покров в каждом доме шла гулянка. Покупали магазинную колбасу, рыбу, готовили самогон. Гостей звали, и вся деревня весь день гуляла, – вспоминает Нина Бурая. – Приезжали родственники из других деревень. Наши местные ходили друг к другу в гости. А в Турах кирмаш праздновали 2 августа, на пророка Илью.
Транспорт и продукты
Жители деревни на отсутствие инфраструктуры не жалуются. Говорят, регулярно ходят 4 автолавки. Несколько раз в день здесь останавливается маршрутка, так что даже тем, кто обслуживается в минских поликлиниках, добраться до столицы и обратно не проблема.
Выйду на улицу, гляну на село
Вышли с Ниной и Галиной пройтись по улице Ленина, а из-за калитки одного из домов нас радостно приветствовал 3-летний малыш.
Спросили, как зовут мальчугана, и он важно ответил: «Дмитрий Павлович Хомич».
У родителей Дмитрия Павловича частный дом под Минском, но с летним теплом они все равно перебираются в бабушкин дом в деревне.
– Здесь много зелени, приезжают дети. Нам всем тут очень нравится, – делится мама Антонина.
Соседи Димки – многодетная семья Малаховых – тоже приезжают к бабушке и дедушке из столицы, и внуки расстраиваются, когда приходится уезжать домой.