В военное время жительницу Драчково вывезли в австрийский концлагерь
ДРАЧКОВО, ГРИВА, Драчковский сельсовет. На долю Любови Григорьевны БУТА выпало немало испытаний. Во время войны она вместе с родными была вывезена фашистами в Австрию в концентрационный лагерь №299 г. Грац. Потом отправлена на принудительные работы в хозяйство помещика в районе г. Вольсберг. Семье удалось выжить и вернуться домой.
Сейчас наша героиня живет в Драчково, окруженная заботой родных и близких. Но то страшное время помнит, словно это было вчера.
Родилась она 10 июня 1930 года в деревне Чисти-Товарищеские Докшицкого района Витебской области. Ее мама Софья Матвеевна и отец Григорий Лазаревич воспитывали пятерых детей.
– Самый старший – брат Николай, – вспоминает Любовь Григорьевна, – затем Павел, Вера, я и младшая сестренка Надежда. В скором времени после моего рождения в доме случился пожар. Мама рассказывала, что и я чуть не погибла. Тогда не было колясок и люлек, малыши спали в «ночовках». Когда начался пожар, я в этих «ночовках» лежала на печи, и взрослые в страшной суматохе чуть про меня не забыли. Но вовремя спохватились.
Отец умер еще до войны: обострение аппендицита. Маленькой Любе только исполнилось 5 лет. Мама заботилась о детях одна.
– Когда началась война, – продолжает рассказ наша героиня, – все бросили свои дома и скрывались, где могли: кто в лесу, кто в болоте. Односельчанка позвала нас в деревню: мол, возвращайтесь, немцы вам ничего не сделают. И мы пошли обратно. А когда были на месте, нас не пустили в свои дома, приказали идти в другую деревню. Там согнали всех в сарай и заперли. Взрослые рассказывали, что хотели сжечь, даже солома по углам в сарае лежала. Но не успели. Приехал какой-то немецкий начальник и приказал: «Отставить!». Нас стали делить на две группы. Тех, кто признался, что в семье есть партизаны, отправляли в первую группу. А тех, кто промолчал, – во вторую. Наш Коля, когда началась война, тоже ушел в партизанский отряд, но мы об этом сказать побоялись. Первую группу отправили домой, а нас погнали в Германию. Сестра Вера в то время сильно болела, и взять ее с собой мы не смогли, оставили дома. Потом узнали, что она умерла, и ее похоронили соседи.
Сразу семья попала в концентрационный лагерь №299 в г. Грац. Оттуда Любу с сестрой Надей, братом Павлом и мамой забрал помещик.
– Нас не разлучали. У помещика мы жили и работали, – говорит Любовь Григорьевна. – Кроме нас, там были еще девушка украинка и парень француз. Спали мы на лестничной площадке. Холодно было. Плюнешь, бывало, на пол – слюна тут же и замерзнет. Но под одеялом было тепло. Мама доила коров. Надя была еще маленькая, поэтому помогала на кухне, ее не обижали, подкармливали. Павел ельник сек, а я гоняла телят на водопой, рвала молодые листочки одуванчиков. Эти листочки варили вместе с фасолью и ели.
В мае 1945 года Любовь Григорьевна вместе с семьей в числе других была освобождена американскими войсками. Потом они очень долго добирались домой. А когда приехали, увидели, что их дом занят, там живет другая семья. Поначалу соседствовали с этими людьми. Но со временем снова стали полноправными хозяевами. Не умереть с голоду семье помогли односельчане.
– Мы ведь когда вернулись, осень стояла. Люди картошку копали, а у нас ничего не было, – вспоминает Любовь Григорьевна. – Тогда они стали нести нам, что у кого есть. Картошки дали, сала. Мы прямо богачами себя чувствовали. Так перезимовали. Потом мама на работу устроилась. Весной жито посеяли. Мы с братом маме жать помогали. До сих пор шрамы на руках. Мама на ферме работала. Когда я подросла, тоже трудиться стала: телят пасла, жито жала. Да и свое хозяйство появилось со временем.
В 1958 году Любовь Григорьевна вышла замуж. В семье родилось трое деток. После смерти старшего сына семья переехала в Гриву, потом – в Драчково. В 2014-м не стало и главы семьи – Николая Егоровича. Но Любовь Григорьевна не одна. Рядом – дети, внуки и правнуки. Желаем нашей героине крепкого здоровья и долголетия!