Как деревня Шпаковщина пережила войну и стала местом для жизни
ШПАКОВЩИНА, Усяжский сельсовет. Деревня Шпаковщина Усяжского сельсовета известна с XIX века. Когда-то здесь работал известковый завод и мастерская по изготовлению гонты. Во время Великой Отечественной войны населенный пункт был сожжен немецко-фашистскими оккупантами. Но возрожден и отстроен местными жителями после освобождения. Это родина белорусской актрисы Татьяны Мархель.
А что сейчас?
По данным на 1 января, в Шпаковщине постоянно проживают 149 жителей, из них 88 человек трудоспособного возраста, 24 ребенка и 37 пенсионеров. Здесь нет магазина и почты, но они есть в поселке Усяж, с которым деревня тесно соседствует.
С тех пор, как населенный пункт газифицировали, здесь активно начали строиться дома. Если раньше, говорят сельчане, Шпаковщину называли бесперспективной, то сейчас все изменилось. С удовольствием сюда переезжают даже минчане.
Если в доме нет воды…
Елена Федорович хоть и не живет в этой деревне, зато бывает здесь регулярно. Она социальный работник, и одна из ее подопечных как раз живет в Шпаковщине.
– Валентину Петровну навещаю 2 раза в неделю, – рассказывает Елена. – И надо постараться, чтобы до моего следующего визита у нее всего хватило.
В доме, где живет бабушка, нет воды. Ее соцработник приносит из колодца, расположенного недалеко.
– Раза 3–4 сходить нужно, – говорит собеседница. – А еще дров принести, брикета. Это тоже моя забота.
В соцзащите Елена трудится более 5 лет. Признается, что это работа не для всех:
– Кто любит помогать другим, тому и дело это по душе будет. А если нет, и пробовать не стоит.
«Немцы сожгли всю деревню…»
Валентина Макрицкая живет в поселке Усяж, но ее родная деревня – Шпаковщина. Здесь она родилась и выросла. Когда девочке исполнилось 4 года, началась война. Несмотря на ранний возраст, она хорошо помнит, как с мамой, братьями и сестрами жила в лесу, как ждала с фронта отца и как была счастлива, когда он вернулся… Тяжелыми были и послевоенные годы. Нужно было восстанавливать дом и как-то жить. Поэтому после окончания 7 классов наша героиня пошла трудиться. Всю жизнь Валентина Федоровна работала трактористом на торфобрикетном заводе в Усяже.
– В 1939 году отец построил новый дом. А когда пришли немцы, сожгли всю деревню,
– рассказывает Валентина Федоровна. – Мы жили в лесу, в землянке. В наших местах партизан много было: болота же кругом. И немцы часто наведывались. В начале войны папа ушел на фронт, мама осталась одна с детьми. Нас было пятеро. Двое деток в войну умерли, а еще одна сестра – уже после освобождения. Мы с Раей, она на 5 лет старше меня, вдвоем остались. Когда вернулись в деревню, все было сожжено: вместо домов – пепелища… В Емельяново жили мамины родственники, они нас и приютили. А потом папа вернулся. Он новый дом построил, сразу маленький совсем, как сарайчик, а потом побольше. У папы золотые руки были. Он всю войну прошел, дошел до Германии. И делать все умел, правда, умер совсем рано – в 52 года. Я еще училась.
В школу Валентина ходила в Емельяново. А когда в 1952-м школа открылась в поселке Усяж, стала ходить туда в 8-й класс, но так его и не окончила: нужно было работать.
– Меня в контору заводскую вызывали. Хотели направить учиться. Но надеть и обуть было нечего: как в Минск в лаптях ехать? – рассказывает Валентина Федоровна.
Наша героиня окончила курсы трактористов и стала работать по специальности на заводе. Трудилась на болотах – сушила и волковала торф. На заводе встретила и будущего мужа Николая. Предприятие выделило супругам жилье. Поначалу это была комната в общежитии, затем, когда родились дети, Макрицкие получили квартиру.
Валентина Федоровна благодарна судьбе, что в ее жизни все сложилось так, как сложилось, что рядом дети, внуки и правнуки, что на заводе, которому она посвятила всю жизнь, ценят ее вклад и труд, не забывают, приглашают на встречи, и районный совет ветеранов не обделяет вниманием.
– Жить сейчас хорошо, – говорит собеседница. – Всего вдоволь. А я войну вспоминаю… И сейчас, когда обедать сажусь, если вдруг кусочек хлеба на пол упадет, подниму его и поцелую обязательно.
Одни плюсы
Супруги Руцкие в Шпаковщину переехали из Смолевичей несколько лет назад.
– Купили дом и восстанавливаем его потихоньку, – рассказывает Евгения. – Освоились очень быстро. Все нравится. Сейчас я уже не хочу назад в город, хоть всю жизнь там прожила. Деревня удобно расположена. В соседстве с поселком Усяж – много плюсов: и магазины в шаговой доступности, и врачебная амбулатория, и почта, и остановка общественного транспорта. Я в Октябрьском работаю, добраться до места не составляет никакого труда: ходит прямая маршрутка, даже пересаживаться в Смолевичах не нужно. Это очень удобно.
Вместе с хозяевами в деревню переехали их питомцы: кошка Алиса и пес Авган.
– Конечно, им в деревне нравится, – улыбается девушка. – Земли у нас 10 соток. Авгаше – раздолье, это не в вольере целый день сидеть. Он очень доволен. Для такой крупной породы, как алабай, это имеет большое значение.
Огород, признается Евгения, сажают совсем небольшой: все время уходит на строительные дела, активное участие в которых принимает большая дружная родня Евгении.
– Я очень люблю цветы. Но не могу позволить себе высадить их много: у Авгана на них свои планы, – улыбается Женя.
Часто в гости к родителям приезжает дочь Александра с мужем Константином. Молодежь, кстати, тоже охотно помогает взрослым с деревенскими делами.
Дача, дом и семейный музей
Дом семьи Ильенковых находится почти в начале деревни и сразу привлекает к себе внимание. Особенно, если смотреть на него не с центрального входа. У нас это получилось ненарочно. Взгляд сразу уловил аллею, на которой мы заметили несколько интересных скульптур Ленина. Чем дальше двигались к дому, тем интереснее становилось. Тогда мы еще не знали, что здесь снимали кино: именно этот дом для нескольких сцен выбрал режиссер российского фильма «Лидия» Петр Степин.
Хозяева – очень интересные и творческие люди. Глава семьи Игорь коллекционирует старинные вещи. В этом увлечении его поддерживает супруга Ольга. Но главная страсть обоих – мотоциклы.
В гостях у семейной пары можно провести целый день – и даже этого будет недостаточно, чтобы все рассмотреть, как следует, и узнать историю всех собранных здесь вещей. А у каждого экспоната этого семейного музея такая имеется.
Ильенковы приехали в Шпаковщину из Минска. Дом здесь они приобрели 17 лет назад, когда стали подыскивать себе дачу. Ольга родилась и выросла в поселке Усяж. И выбор места для дачной жизни во многом обусловлен этим обстоятельством.
– Думала, что проведу здесь декретный, а получилось, что задержалась на 17 лет, – улыбается девушка. – И сын наш здесь вырос, и даже школу Усяжскую окончил. Сейчас учится в Минске.
Игорю в деревне очень нравится: здесь он открыл в себе скрытые таланты. Многому научился с нуля: освоил сварку, укладку плитки и другие строительные работы. И места, необходимого для хранения экспонатов богатой коллекции, здесь тоже вдоволь. Наличие личного авто позволяет супругам быть мобильными и бывать в столице так часто, как хочется.
– Конечно, я была бы не против вернуться в город, – говорит Ольга. – Но и здесь мне тоже нравится. Особенно сейчас, когда заметно преобразился райцентр. Парк красивый у озера появился, можно съездить прогуляться, торговый центр открыли. И ты уже не чувствуешь себя оторванным от жизни.
Компанию в деревенской жизни семье составляет милый четвероногий друг по кличке Джой.
– Не планировали никого заводить, – говорит Игорь. – Но не могли не приютить беднягу. Его нам принесли щенком. Он родился где-то на брикетном заводе. Говорили, вырастет маленьким. Но что-то пошло не так. – Как только посмотрели в эти глаза-бусины, – вспоминает Ольга, – поняли, что оставим. И вот уже 5 лет он с нами.