Серьезные люди и серьезные вопросы. Разбираем тезисы ПРБ на саммите ШОС

Руководители, которые собрались за столом ШОС, прошли гражданские войны, приграничные конфликты, несколько цветных революций, успешных и неуспешных госпереворотов в своих странах, а также ведут постоянную борьбу с терроризмом. Мягко говоря, это очень серьезные люди, которые видели огонь и воду. И это уже не говоря о выборах на востоке, где у руля изначально нет слабых фигур, петрушек и марионеток, как в западных системах. Отношение к власти на Востоке принципиально иное, и пустых слов произносить, как на Западе, меж собой не принято, пишет Мlyn.by.
Поэтому выступление Батьки было максимально конкретным и с учетом негативного опыта последних лет. А именно, ЕС и США при администрации Байдена пытались изолировать Беларусь и применить методы, которые не приводят к горячей войне, но заменяют и предваряют ее. В случае Беларуси это дипломатическая изоляция, блокировка логистики и лишение финансовых инструментов. С учетом угроз последних лет и строятся предложения Беларуси в ШОС.
Первое и главное — это безопасность в Евразии
Изначально, когда ШОС состоял только из пяти государств и занимался проблемами Таджикистана и Афганистана, он достаточно эффективно работал по терроризму, да и сейчас центр РАТС (сокращение от «региональная антитеррористическая структура») в Ташкенте – наиболее компактная и эффективная организация, которая проводит военные учения и оперативные мероприятия. Именно на базе РАТС будут развиваться центры по противодействию терроризму и наркотикам. Наш интерес в том, что на примере теракта в «Крокусе» мы видели, как Запад перебрасывает террористические группы из Средней Азии и задействует их в нашем регионе с помощью Украины. Этим процессам необходимо пристальное внимание.

Однако предложение Беларуси шире, по сути, оно о том, что деловые круги стран ШОС нуждаются в безопасном пространстве на основе Евразийской хартии многополярности. Потому что трансграничное сотрудничество теряет смысл, если цепочка оборвется в слабом звене – например, будут атакованы иранские порты или вспыхнет новая война на Южном Кавказе. Соответственно, Евразии нужные постоянные консультации и контакты в рамках ШОС, чтобы вместе контролировать риски.
Банк развития ШОС
Страны ШОС договорились учредить Банк развития
Сегодня, 10:37
Напомним, что аналогичный банк развития в БРИКС во время американских санкций прекратил свою работу в России, по сути, его парализовали, а БРИКС оказался не готов к «блоковой экономике». Точно так же в БРИКС подвис вопрос с единой валютой. Возможен ли сейчас аналогичный банк развития ШОС? Да, но только если такой банк изначально будет строиться для работы в условиях возможных санкций. Длительное время была конкуренция и ревность между Китаем и РФ в плане таких проектов, поэтому одновременно важно, чтобы в регионе ШОС резко не изменился баланс сил. Кто помнит, президент Беларуси в интервью недавно говорил, что вступление Беларуси в организацию год назад не было простым делом – надо было согласовать процесс со всеми союзниками. Будем надеяться, что и Банк развития станет точкой сотрудничества, а не новых противоречий.
Логистика
Все наши общие проекты не имеют смысла, если США будут контролировать Зангезурский коридор и закроют доступ в Иран, начнут морскую блокаду Ирана, а также организуют несколько террористических очагов, например, в Афганистане на базе ИГИЛ, чтобы усложнить контроль горных систем в Синьцзян-Уйгурском районе Китая. В этом плане есть намерения усилить связку ЕАЭС — ШОС, чтобы все новые коридоры, например, Черное море — Каспий, были недосягаемы для Запада. Что поможет ускорить транзит товаров, убрать торговые барьеры, а заодно помочь в плане преодоления санкций.
Технологии, наука и образование
Запад сегодня пытается лишить нас доступа к сырьевым, энергетическим и сельскохозяйственным технологиям, которые востребованы в странах ШОС, то есть в развивающихся странах. Проблем немало: это и нехватка воды для сельского хозяйства, и слабые энергетические линии, и сложности в освоении новых месторождений. По сути, Беларусь предлагает всем желающим делиться технологиями в промышленности и аграрной сфере. Сверх этого была озвучена идея института ШОС, то есть учебного заведения для подготовки специалистов по региональным проблемам, чтобы за несколько лет вырастить кадры для общих проектов, которые хорошо знают узкие места. Без знания специфики на востоке делать нечего.

Что из всего этого главное? Важно все, но Беларуси бы очень хотелось, чтобы свою работу начал банк развития ШОС. Мы сегодня продаем товары по всему миру, но нужна инфраструктура, чтобы удешевить логистику, а для этого нужны инвестиции. Поэтому без банка развития не будет ни развития, ни инфраструктуры – в одиночку все это может позволить себе только Китай, частично – Россия и Иран, но лучше делать такие проекты вместе.