Как живет женский монастырь в Домашанах
ДОМАШАНЫ, Озерицко-Слободской сельсовет. В 13 километрах от Смолевичей, в деревне Домашаны, находится женский монастырь в честь Иоанна Богослова. Здесь два храма: одноименная церковь на деревенском кладбище и небольшой храм Тихвинской иконы Божией Матери.
Основание кладбищенской церкви относят к XIX веку. В советское время храм не действовал, а его возрождение началось только в 1988 году. Много трудов для восстановления церкви приложил священник Сергий (Плечков). В 1997 году он приобрел со сноса два небольших дома. Так здесь поселились игуменья Неонилла и монахиня Соломия, которых в Домашаны для основания женского монастыря направил митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В этих непростых условиях 65-летняя игуменья стала создавать уже третью обитель – последнюю на своем жизненном пути.
Вероника Витковская, дочь художника Георгия Витковского, уже более двух десятилетий посещает монастырский храм. Вот что она вспоминает:
– Мы переехали сюда в 1986 году. Отец очень хотел купить дом в деревне. Искали долго, но когда папа попал в Домашаны, он увидел церковь на горе, и это стало решающим в его выборе. Тогда храм не действовал, его закрывали вековые дубы. А там, где сейчас стоит монастырь, ничего не было, только вода грязными ручьями стекала на дорогу каждую весну. Но матушка Неонилла придумала расположить небольшой ансамбль обители террасами, и все здесь преобразилось.
В 2000 году на территории монастыря митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил небольшой Тихвинский храм.
– В 2005 году матушка приставилась ко Господу, ее могила расположена на территории монастыря, у стен Тихвинской церкви, – рассказывает, проводя нас по территории обители, ее преемница игуменья Соломия.
Сейчас здесь живут 12 насельниц. Помимо храма, на территории монастыря расположено несколько жилых домов и трапезная. Монастырский день начинается в 4.30 утра с молитвы в Тихвинском храме.
– В каждом монастыре совершается полный круг суточного богослужения, чтобы молитвой были освящены все часы суток, – рассказывает игуменья Соломия. – Монашествующие молятся о живых и усопших, и все они находятся под молитвенным покровом. И, конечно, мы трудимся на потребу каждого дня. В больших монастырях есть мастерские, развито социальное служение. А в маленьких отдаленных обителях жизнь немного другая. Для нас в первую очередь это забота о храме как о доме Божием, а летом много времени мы, как и деревенские люди, работаем на наших огородах. Всякий труд мы сопровождаем молитвой. Молиться – наша главная обязанность, потому что люди очень нуждаются в молитвенной помощи. Даже если монастырь расположен в глубинке, обращение к Богу распространяется на большие расстояния. Кому-то оно помогает ступить на правильный путь, кому-то – на нем утвердиться, кому-то – справиться со сложной ситуацией: найти работу, наладить учебу, перенести нелегкий путь.
– Принимаете ли вы паломников? – поинтересовались у матушки.
– Мы приглашаем всех желающих прежде всего помолиться вместе с нами. Воскресные и праздничные богослужения начинаются у нас в 8.30. Если кто-то хочет посетить вечернюю службу, она проходит накануне вечером в 17.00. В летнее время после богослужения и трапезы можно остаться поработать на грядках. На ночь паломники у нас не остаются, поскольку здесь нет подходящих условий.
Сейчас, когда большинство из нас озабочено покупкой подарков и подготовкой к Новому году, в монастыре жизнь течет неспешно, без суеты. В Новый год здесь совершат молебен, ведь и для монахов это тоже завершение старого и начало нового отрезка времени, и его следует освящать молитвой.
Предстоящее Рождество в обители тоже ждут по-особому. Если для нас это прежде всего семейный праздник, то здесь в него вкладывается другой смысл:
– В монастыре есть возможность совершать богослужения по древним текстам святителей Церкви. В них изложена глубина понимания пришествия в мир Христа. Господь родился, и с ним пришло в мир спасение, надежда на искупление. Но мы знаем, что Бог пришел в мир, чтобы быть распятым и пострадать за нас. И с первых дней Матерь Божия будет хранить страшные обетования и пророчества, будет знать, что Ее Сыну предстоит пострадать за весь мир. Она переживет все испытания, станет свидетельницей Его крестных страданий, но увидит и Его Воскресение. А после станет воспитательницей первой Церкви, объединяя апостолов. Во время богослужения, из года в год, возобновляя эти тексты, мы как будто заново прикасаемся к событию, которого мир ждал 5508 лет. Имена людей, которые жили ожиданием пришествия Христа, мы читаем каждый год в преддверии Рождества в первой главе Евангелия от Матфея.