Меню

Педагог из Курковской школы уверена, что любовь к стране можно найти в каждом предмете

КУРКОВ, Усяжский сельсовет. У учителя химии и биологии Курковской школы Валентины Рящиковой всего одна запись в трудовой книжке – о приеме на работу. Еще в детстве она решила, что будет учителем, и осталась верна выбранной профессии.

Почти пятьдесят лет она пробуждает в своих учениках стремление к знаниям и науке, учит их быть любознательными, любить свою родную землю и добиваться успехов.

О детстве, учебе, пути в профессию и многом другом –

наш разговор с педагогом.

Валентину Рящикову в школу мама отправила почти в 8 лет. Она уже умела читать и писать, знала цифры. Шутит, когда пришла в первый класс, была заместителем учителя. Ее всегда вызывали читать тексты, решать примеры

– Валентина Аркадьевна, а вы были хорошей ученицей?

– В школе я училась, так сказать, двусторонне. Оценки у меня были 4–5. Четверки – по белорусскому и русскому языкам, физике. И в то же время я была веселой, любила пошутить, посмеяться. Иногда и дисциплину нарушала. В 5-м классе с парнями дралась. Завуч как-то поднял всех и говорит: «Кто нарушал дисциплину, те остаются стоять, остальные садитесь». Ну, я одна стоять и осталась. Была честной и принципиальной.

А еще я спортом занималась, начиная с 5-го класса, потом и в педучилище. Бегала, прыгала в высоту, гранату метала очень хорошо. Участвовала в туристических слетах, в зарницах. В детстве на месте вообще не сидела.

– Повлиял ли кто-то на ваш выбор профессии?

Я с 1-го класса мечтала стать учителем. Еще в школу не ходила, а летом все соседские дети у нас собирались, пока родители были на работе. Садились за стол, я выдавала им карандаши, листы бумаги и диктовала легенькие примеры, сказки читала, а потом кормила их. Мама приходит с работы, а каши нет. Себе я так и не изменила, стала учителем.

– Как вам кажется, в чем разница между современными детьми и ребятами вашего поколения?

Сейчас дети совершенно другие по сравнению с нами. Мы играли в лапту, классики, прятки и другие подвижные игры. Когда темнело, мама разрешала летом до 23.00 на улице быть, так мы садились на колоды и играли в испорченный телефон. А для классиков, помню, использовали баночки от крема для обуви. Выбрасывали ваксу, а потом родители нас ругали, так как обувь нечем было чистить.

Когда я училась, для меня школа была школой жизни, общения, основой в выборе профессии. Сейчас дети не заинтересованы в знаниях. И на уроках стараются использовать телефоны. Хоть и оставляют их в специальной коробке, все равно умудряются списывать. Не все, конечно. Те, кто послабее, так делают. С появлением гаджетов интерес к учебе и знаниям у детей снизился.

– Какие ребята больше запоминаются – отличники или двоечники?

Запоминаются и те, и другие. Есть дети, которые учатся на 2 и 3, но ведут себя культурно. Таких я люблю, их стараюсь подбодрить, чтобы они подтянулись и что-то могли ответить. А есть такие, кто на голове стоит, вот им приходится делать замечания. К тем, кто хорошо учится, требования более высокие. Бывает и такое: некоторые 8 получат и говорят мне, что папе пообещали 9, но не оправдали ожидания. На это ответ один – надо усерднее заниматься.

У меня так заведено: с 7-го класса по 11-й ученики присылают фотографии природы, если видят что-то интересное. Это могут быть снимки необычных пауков, богомолов. Такие фото потом используем везде: в научных работах, на занятиях объединений по интересам, которые я веду: «Зеленая школа», «Флористика», «Юный исследователь». По этим снимкам я делаю базу письменного материала.

Вы следите за судьбой ребят, когда они выпускаются из школы?

Многие из моих выпускников приводят в школу своих детей. Так они всегда у меня спрашивают, как учились их родители. Хотят знать про оценки и поведение. Есть, конечно, и те, кого судьба забросила далеко. С ними общаемся по Вайберу.

– Есть ли разница между учителями, которые преподавали вам, и современными педагогами?

В школу, где я училась, педагоги приезжали из Калинковичей, почти все были евреями. Они – разумнейшие люди. Я благодарна тем, кто меня научил истории, русскому языку. А как я любила химию, математику… У меня были отличные учителя.

Я и детям говорю, если бы в те времена, когда я училась, у меня был компьютер, я бы, наверное, профессором стала. Это столько возможностей дает.

Валентина Аркадьевна любит детей и то, чем занимается. Вот такая черепаха живет в кабинете биологии и химии

– Раньше легче было работать, когда пришли только?

Сразу было страшновато. Потом начала знакомиться с учителями и детьми. Я как пришла в Курковскую школу 48 лет назад, так и работаю на одном месте. Хотя сначала 7 лет трудилась вожатой, не было места учителя.

Сейчас работать сложнее. Я вспоминаю, когда была завучем и директором, такого потока бумаг не было.

Педагог с гордостью рассказывает о своих воспитанниках. Например, ученица Валентины Аркадьевны Мария Тарасова – неоднократный призер конкурсов по флористике, бронзовый чемпион страны 

Что касается уроков, их как вела, так и веду. Только появляются новые формы работы. Применяем телефоны для считывания QR-кодов, которые даются в учебниках. Методика образования движется. Сегодня предъявляются серьезные требования к развитию речи, чтению текста, изложению своих мыслей.

У нас в школе старшеклассники изучают химию и биологию на повышенном уровне. Это 4 часа химии и биологии вместо двух в стандартной программе, что требует огромной подготовки, ведь детям надо объяснить вещи более сложные, чем на базовом уровне.

– Книги сейчас и раньше. Какие лучше?

Я люблю, чтобы у меня было много книг, все новейшее, да и старые часто использую. Люблю занимательный материал, минутки на три даю задания: кто первый отвечает, тому сразу ставлю 10.

Сегодня много лишнего в учебниках. Они переполнены терминами. Столько детям не надо. Советские учебники были лучше, понятнее, четче. А сегодня открываешь биологию, а там… Попробуйте детям в 7-м классе при разборе стебля объяснить, что такое колленхима и склеренхима, флоэма и т.д. Я стараюсь упростить и даю минимум, то, что нужно по программе. Готовлю маленькие конспекты основного материала. Пусть лучше это отложится. Они же сейчас почти не читают.

– Как вы относитесь к нецензурным выражениям?

Это, конечно, проблема. Очень большая проблема. Дверь лаборантской выходит в класс, часто детей успокаиваем и делаем замечания. Бывает, у них выскакивают маты даже на уроках. Обращаем внимание самих ребят и их родителей на это. Но рот же детям не заклеишь. Иногда они этого просто не замечают, уже как привычка, происходит рефлекторно. Я к этому отношусь отрицательно. А сколько в фильмах матов! Почему не запретить их использовать или хотя бы «запикивать»?

Валентина Рящикова, кроме объединения по интересам «Флористика», руководит школьным научным обществом «Юный исследователь». Ребята занимаются изучением родного края, исследуют воду родников на территории района, занимаются органическим земледелием, ведут научную работу в рамках проекта «Школьный сад» ОО «Белорусский зеленый крест»

– Любовь к Родине. Этому можно обучить?

Конечно. Давайте возьмем любую тему по химии. Например, удобрения. В каких городах Беларуси их производят? Я не только рассказываю про них. Мы с детьми очень часто путешествуем, бываем в разных местах нашей страны.

Даже делая флористические композиции, говорю, что это наша природа, наша Родина. Любовь к ней – это и цветок, и дерево, и любовь друг другу, и уважение. На каждом предмете я об этом упоминаю. Урок – это тоже Родина. Ведь любой материал можно преподнести с отсылкой к своей родной земле, любимой стране.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59