«Вынести СВОЙ мусор не трудно. Трудно выносить за ВСЕМИ». Как навести порядок на кладбищах?

СЛОБОДА, Пекалинский сельсовет. В Смолевичском районе 50 кладбищ. Бригада по их уборке небольшая. И если говорить откровенно, такого количества людей недостаточно, чтобы выполнить необходимый объем работ. Учитывая отдаленность погостов друг от друга, их размеры, количество кустарников и деревьев, а еще объема мусора, в том числе, бытового и строительного, который привозят туда сами люди.




В редакцию периодически звонят жители района и жалуются на состояние кладбищ: разбросанный мусор, нескошенную траву, отсутствие контейнеров и пролетов в заборе – этот перечень можно продолжить.
Последний поступивший звонок касался наведения порядка на кладбище в агрогородке Слобода, что возле Пекалина. Поехали оценить ситуацию, предварительно связавшись с мастером участка благоустройства и озеленения по учету захоронений Смолевичского ЖКХ Игорем Кучинским.

Ему мы адресовали вопросы, с которыми в редакцию обратился читатель: отсутствие контейнеров и сломанный забор.

Игорь Кучинский пояснил, что в этом году там планируется благоустройство площадки для сбора мусора и закупка контейнеров большей вместимостью. Ведь часто недобросовестные люди выбрасывают возле кладбища бытовой и строительный мусор, и тем самым обычные контейнеры быстро заполняются.

Что касается забора, то он был покрашен. Пролеты убрали специально. Для того, чтобы погрузчик мог подъехать к кучам мусора, который люди выносят к забору, а не за пределы кладбища. К Радунице их вернут на место.

Кладбище в Слободе, как и многие другие в нашем районе, вызывают двоякие чувства. Особенно, когда пройдешься по ним.

В той части, где нет деревьев, – чисто, а свернешь в сторону – встречаются кустарники и груды мусора. В кучи свалена листва, старые искусственные цветы, а по соседству – одинокий крест с чьей-то могилы, стоящий между деревьев…



Таких мест на кладбище в Слободе несколько. Встречаются места, заросшие кустарником и травой. Есть и остатки спиленного дерева, которое еще нужно убрать. Работы там много. Но, учитывая, что это делает это небольшая бригада (а ее часто с одного кладбища перебрасывают на другое, чтобы поддерживать маломальский порядок везде), это случится не скоро.


Чтобы навести порядок на каждом кладбище нужно как минимум две недели и количество человек, умноженное на четыре, если не больше.
Не знаю насколько распространено проведение субботников на кладбищах, но это могло бы стать хорошей инициативой и реальным подспорьем в наведении порядка в местах, где похоронены люди. Возможно, ситуация изменилась бы, найдись в населенных пунктах небезразличные местные жители, которые смогли бы организовать и объединить людей на благое дело. Думаю, инициативу подхватили бы старосты деревень и председатели сельисполкомов.
Как когда-то сделали в агрогородке Драчково. Сельчане не смоги остаться в стороне, присоединились к субботнику, который проходил на Смолевиччине 26 октября, и вышли на уборку кладбища. Обрезали старые кустарники, сгребли опавшую листву, собрали мусор…

Можно сколько угодно ругать ЖКХ. Проблема существует, и она очевидна. Но опять же, не так просто найти людей, которые готовы работать в местах, связанных со смертью. Это тяжелый труд, учитывая еще и погодные условия. А работает бригада на кладбищах круглый год. Может не всегда они трудятся с полной отдачей, и делают, возможно, не все, как нам хотелось бы…

А еще работники жилищно-коммунального хозяйства, задействованные на уборке кладбищ, безумно устали бороться с людским равнодушием и свинством. Простите за такое слово.
– Я как-то сделал замечание женщине, которая выбросила мусор, где мы только что убрали, – рассказывает один из работников. – А она мне в ответ: «Я сюда носила и носить буду»… Не драться же мне с ней…
Звучало это как-то обреченно. А на прощание со мной мужчина произнес: «Просто у нас люди такие, понимаете».
Устали от всего этого не только работники ЖКХ, но и сами люди, которые не могут оставаться в стороне…
Одна из табличек на кладбище в Волме гласит: «Скорейшей смерти тому, кто бросает здесь мусор». Жестко, да. Жестко и страшно от предела отчаяния человека, который написал эти слова, когда никакие другие увещевания, видимо, уже не помогают.

Бывает, что обращаются к людям и по-хорошему. Пример – текст на листе бумаги формата А4, который кто-то повесил на другом кладбище.

Женщина пишет, что более 30 лет убирает на кладбище мусор: «Делаю это для того, чтобы мусорка не накрыла собой могилы моих близких. И ваших тоже. А если я прекращу убирать – это случится. Прекратить рано или поздно придется – за это время я не стала моложе и сил постепенно убавляется. Но куча мусора возникает снова и снова. За оградой кладбища есть специальные места для его сбора и вынести СВОЙ мусор совсем не трудно. Трудно выносить за ВСЕМИ. Неужели вы не видите, что здесь похоронены люди? Пусть их могилы стали безымянными, и к ним уже некому приходить. Это не отменяет того, что вы бросаете мусор на могилы, на освященную землю. Это грех и по Божьим законам, и по человеческим. Остановитесь. Не надо обижать мертвых, ведь все мы там будем. И возможно раньше, чем рассчитываем. Все зачтется: и тем, кто сорил, и тем, кто убирал. И кто знает: не возникнет ли когда-нибудь мусора на могилах тех, кто осквернял чужие!?»
Рекомендуем

