Доктор Вика: терапевт столичной поликлиники стала заведующей сельской амбулаторией
УСЯЖ, Усяжский сельсовет. Какой выпускник медуниверситета не мечтает остаться жить и работать в столице: столько возможностей, перспектив… Такие планы на будущее строила и героиня этого номера, врач во втором поколении Виктория ХИТРИКОВА, пока не вышла замуж и не сменила Минск на деревню.
О выборе профессии, врачебных буднях, сельской жизни, свободном времени, людях и многом другом – наш разговор с доктором.
– Виктория, почему решили пойти в медицину?
– Я родилась и выросла на Могилевщине, в городе Кричеве. К окончанию школы уже твердо знала, что стану врачом, как мама. Она у меня терапевт, работает в терапевтическом отделении районной больницы Кричева. Профессию я выбрала сама. Мне всегда было интересно, как устроен наш организм, какие есть болезни. Людей спасать хотелось. И по-прежнему хочется.
– Поступили легко?
– Да, с первого раза. Училась в Минске. Поступила в 2008 году, а в 2014-м окончила. Затем была интернатура в 21-й столичной поликлинике, там я осталась работать врачом-терапевтом.
– Почему выбрали именно эту специализацию?
– Потому что интересно было. Гинекология – вообще не мое. Была там на практике – не понравилось. Хирургия – тоже не по мне. А в терапии много всего. Болезней сколько разных. Это только кажется, что терапевт, в основном, простуду лечит. Сейчас я врач общей практики.
– Как вы оказались в Усяже?
– Мы с мужем купили здесь квартиру и переехали сюда жить.
– Когда замуж успели выйти? Супруг тоже доктор?
– Мы познакомились, когда я к бабушке летом приезжала. Она живет в Горецком районе. Максим оттуда родом. Он не медик – инженер. Учился в Минске. Поженились после 4-го курса. Сначала жили в Минске, потом решили обзавестись собственным жильем.
– Почему для жизни выбрали поселок?
– В столице недвижимость стоит очень дорого, поэтому рассматривать стали Смолевичи: находится рядом, транспортное сообщение хорошее. Но на город-спутник тоже не хватило. Обратились в агентство с просьбой подыскать что-нибудь подходящее. Вариантов предлагали множество. Но что-то не устраивало: то далеко, то инфраструктуры никакой нет, то автобусы не ходят. А вариант в Усяже – трехкомнатная квартира с отдельным входом и собственным двориком – нам подошел. И автобусы в Минск ходят регулярно. Я еще год в столицу ездила на работу и планировала продолжать.
– А почему передумали?
– Я не собиралась здесь работать и даже не знала, что в поселке есть амбулатория. Когда забеременела, поехала на прием в Смолевичи, а мне говорят: «Чего вы сюда приехали? Вам же сначала в Усяжскую амбулаторию надо». Потом, когда стала на учет, пришла на прием, узнала, что здесь требуются доктора, есть ставки. И я поняла: это место для меня. Отработала здесь три месяца между первым и вторым декретным. А в июне 2021 года, когда младшенький пошел в сад, вернулась. Работала врачом общей практики, в феврале 2022-го стала заведующей. Поначалу все еще рвалась в Минск, но потом поняла, что с маленькими детьми я просто не смогу ездить так далеко. В общем, обратно уже не хочу.
– Врач общей практики – это, образно говоря, и швец, и жнец…
– Да, это универсальный боец, который должен уметь разбираться во многих областях: хирургии, неврологии, педиатрии и так далее. Врач общей практики может проводить различные медицинские процедуры и обследования, не отправляя пациентов к узким специалистам. Это для сельских жителей особенно ценно.
– Будни заведующего сельской амбулаторией легкими не назовешь. Тут и прием больных, и обслуживание пациентов по вызовам, административная работа, которая также требует скрупулезности. Не страшно было примерять на себя роль управленца?
– Я не боюсь ответственности. Конечно, работы стало больше, расширился круг обязанностей. Вместе с тем стало интереснее: много нового в деятельности появилось. Когда в городе трудилась, там все было по-другому. У каждого доктора – медсестра. У нас врач ведет прием один. Это сложнее. Приходится самому выписывать рецепты, заполнять бумаги. Но я к этому уже привыкла. Главное – грамотно распределить время. Ведь кроме работы заведующего, я веду полноценный прием. Чтобы успеть разобраться с бумагами, приходится задерживаться. Но выбора нет.
– Родители не звали обратно домой?
– Звали, конечно. И в Могилев меня на работу приглашали. Но мы пока ничего менять не собираемся. Здесь живем уже почти 10 лет, друзья появились. Не чувствуем себя чужими.
– Времени на семью и себя хватает?
– Стараюсь все успевать. Очень супруг помогает, но пока дети маленькие, сложно. Иван ходит во второй класс, Егор – в садик. А 1 сентября пойдет в первый класс. Так что год предстоит радостный и ответственный.
– Хозяйство ведете?
– Нет, что вы. Даже кота или собаку не заводим. Некому за ними ухаживать будет. Огород тоже не сажаю. Муж не разрешает, говорит, я тебе все куплю. А я бы хотела посадить зелень и огурчики. Чтобы прямо с грядки – в салат.
– Доктору на селе сложнее, чем в городе?
– Самое главное – научиться находить подход к людям. В деревне это сделать проще, многих ты хорошо знаешь: что за человек, какая у него семья, окружение. Хотя в поселке много приезжих стало. А еще на прием приходят дети… В Минске я во взрослой поликлинике работала, поэтому опыта общения с маленькими пациентами не было. С ними очень интересно. Здесь подход особый нужен. Случаются и разные неординарные ситуации. Работа немонотонная, как может показаться. К нам не только бабушки приходят измерить давление. Случается, люди прибегают, зовут на помощь: кто-то ожог получил, кого-то собака покусала. Идем сразу же, смотрим, помогаем. Бывает, плохо кому-то станет, спасать приходится. Кажется, обычный день, идет прием, все хорошо, а потом вдруг внештатная ситуация возникает. И визиты разными бывают, опасными даже. Мы ведь всем помогаем: и людям, ведущим асоциальный образ жизни, в том числе. Если кто-то умер, отправляемся смерть освидетельствовать.
А еще подбодрить всех хочется, особенно пациентов с хроническими заболеваниями. Когда им становится плохо, сразу же выезжаем на вызов. Скорая к ним не поедет. Водитель у нас хороший – Николай Козловский. Наш первый помощник. Дел хватает, скучать некогда.
– Усяжская амбулатория по результатам работы за прошлый год была признана лучшей в районе. Приятно, что оценили?
– Конечно. Наша амбулатория – это, по сути, маленькая поликлиника. Здесь и анализы можно сдать, и ЭКГ сделать, пройти акушерский осмотр, физиопроцедуры. Есть у нас и дневной стационар на две койки. И он не пустует. Прививки делаем, в том числе платные – почти как в городе. Один раз в неделю производится забор крови на биохимический анализ. Не надо ехать в Смолевичи, можно у нас сдать, а потом прийти и результат узнать. Удобно. Мы обслуживаем Усяж и еще 9 деревень, это 2033 человека взрослого населения и 450 детей. Коллектив небольшой – 10 человек вместе с медсестрой детского садика.
– Если вдруг заболели, обращаетесь к коллегам или сами себе лечение назначаете?
– Лечусь сама. Если есть вопросы, могу обратиться к опытному доктору Марине Михайловне Василисовой. Она никогда не откажет, поможет и проконсультирует. А если дети болеют и больничный лист нужен, тогда, конечно, идем на прием. Вообще, доктора часто о себе забывают. Хорошо, что есть обязательная медкомиссия.
– Друзья и близкие за советом обращаются?
– Бывает. И не только друзья. Звонят и пишут пациенты. Я спокойно к этому отношусь. Необходимые рекомендации даю, но всегда советую сходить на прием.
– Приходилось к маме за помощью обращаться?
– Случалось, но я крайне редко это делаю.
– В Смолевичах строится новая поликлиника. Если позовут туда на работу, пойдете?
– Нет. Хочу здесь лечить людей и развиваться.
– Что самое главное в профессии врача?
– Я уверена, что все строится не только на знаниях и опыте, но и на добром отношении к людям.