Аист – в начале, озеро – в конце. Узнали, чем привлекательна Лавля

ЛАВЛЯ, Плисский сельсовет. Почти в центре Смолевичского района, в пяти километрах от железнодорожной станции Красное Знамя, есть небольшая деревня Лавля. Тихий уголок хранит воспоминания о героях войны, самобытных поэтах и настоящих тружениках села.

На 1 января 2025 года в деревне проживает 54 человека. Когда-то Лавля, как и соседние Островки, считалась урочищем. Так называлось место, выделявшееся по каким-либо признакам из окружающего ландшафта. Со временем деревни соединились.


В Лавле одна улица. Половина деревни заасфальтирована, вторая часть – песчаная гравийка. Ведет дорога к озеру – некогда любимому месту отдыха деревенских жителей.

РОДИНА ГЕРОЕВ
Где-то здесь, рядом с водоемом, находился дом семьи Чибирай. Многодетная мать Ева Михайловна отправила на войну семерых сыновей, четверо из которых не вернулись домой.
Первая похоронка в семью пришла еще в январе 1940 года на Петра: он участвовал в советско-финской войне. В боях под Москвой пропал без вести и второй сын Николай. Михаил, Сергей и Владимир вернулись домой с наградами и серьезными ранениями.
Посмертно орден Отечественной войны получил сын Адам. Во время боя ему миной раздробило руку, солдат поднес концы проводов к зубам и так обеспечил связь. Поступок молодого бойца стал широко известен на фронте, а по позициям ходили рукописные листовки с описанием его подвига.
Поражает и подвиг матери, которая все эти годы терпеливо несла свой крест. Ее судьба созвучна с историей патриотки Анастасии Куприяновой. Ради Великой Победы они отдали самое дорогое материнское богатство.

«А НАШИ БАБУШКИ НА ЛАВОЧКЕ СИДЯТ»
В годы Великой Отечественной войны в Лавле стоял немецкий гарнизон. Напротив дома Янины Лабецкой и сейчас виднеются два земляных бугорка – остатки немецких дзотов.

Женщина переехала в Лавлю после замужества. Трудилась в КБО, амбулатории, на птицефабрике – работы хватало. Но главное, куда бы ни забросила судьба героиню, она с теплом и уважением относилась к каждому человеку.
– В нашем доме всегда было много гостей, – вспоминает собеседница. – Деревней отмечали праздники, пели песни, жарили шашлыки, танцевали до утра. В Лавле жили очень дружно. Помню, иду по улице, а наши бабушки на скамеечках сидят. И я присяду. Болтали без умолку.
В свое время Янина была в составе местного Совета депутатов. Переживала за деревню, что называется, душой. Не изменилось отношение и сегодня.
– В жизни было всякое: и плохое, и хорошее. Но я уверена, что если с любовью относиться к каждому человеку, то и Бог отнесется к тебе так же, – делится собеседница.
СВОЙ ПОЭТ
Через несколько домов от Янины Лабецкой жил местный поэт-самоучка Михаил Лисовский. По большей части свои стихи он посвящал любимой деревне и односельчанам. Делал это так искусно и по-братски, что и сегодня местные жители цитируют строчки его произведений:

«Я жыццём ёй абавязан
Сваёй матухне – Плісе.
Хоць памру, а буду разам,
Тут раднейшыя мне ўсе».
МАРШРУТ – РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ
Ирина Тишковец живет в поселке Октябрьском. На малую родину, в Лавлю, ходит почти каждый день. Пешие прогулки давно стали любимым хобби, маршрут логично выстроился в соседнюю деревню.

– Как раньше жили? Весело и дружно, – рассказывает Ирина. – И праздники отмечали вместе, и толокой трудились в поле. Помню, что в каждом дворе была корова, пасли «рядовку», помогали сажать картошку. В то время огороды были очень большие, по 40 соток.
Устраивались в деревне и танцы для молодежи. Местные их называли «деревенский пятачок».
– Был у нас такой Алешка Степанович, местный весельчак. Найдет свободный кусочек земли, наставит лавочек, включит грампластинки и собирает молодежь, – рассказывает собеседница.
Получали и продолжают получать знания деревенские дети в Плисской школе. Учителем начальных классов там работала Надежда Николаевна Папкович, тетя собеседницы. По ее следам пошла и Ирина – она учитель истории.
– Мама Глафира Николаевна Козлова трудилась на местной птицефабрике, которую называли гуси-цех. Изначально на фабрике держали гусей. Птичники находились прямо в деревне, и почти все наши женщины там работали. Позже гусей выращивать перестали и поселили курицу, – вспоминает Ирина.
Магазина в то время в Лавле не было. Приезжала автолавка. Запах свежего хлеба разносился тогда по всей деревне.

НАСТОЯЩАЯ КРАСОТА
– Супруга уехала за провизией, – с улыбкой говорит дачник Иван Марусин. – Автолавка в деревню, конечно, приезжает, но и до ближайшей цивилизации здесь недалеко.

В Лавлю Иван Иванович приезжает уже несколько десятилетий. На пенсию мужчина вышел три года назад. До этого работал на Минском автомобильном заводе. Трудился и в кузнице, и на фрезеровке, и в штамповом инструментальном цехе. Является лауреатом Государственной премии БССР, имеет множество правительственных наград.
Когда-то в Лавле жили родители жены – дом остался в наследство. Нравится быть на свежем воздухе, заниматься огородом, выращивать любимые цветы. Жалуется местный житель лишь на состояние дороги. Асфальта возле их дома нет, поэтому в сезон дождей здесь стоит грязь, а летом трудно дышать от пыли.
– Сейчас природа только начинает просыпаться. Когда все расцветет, будет очень красиво, – демонстрирует выращенный собственными руками розарий Иван Иванович. – Летом здесь настоящий рай.
Красива Лавля не только пейзажами, но и местным жителями. Они и сегодня продолжают писать интересную историю родной деревушки.
Рекомендуем
