Мечты о дорогах превращаются в профессионализм
Алексей ЮГБАРДИС мечтал о дорогах еще в школьные годы, оказался в смолевичском ДРСУ-123 по распределению и остался здесь навсегда. В интервью он рассказывает, почему строительство дорог – это больше, чем работа, как реагирует на критику в TikTok, зачем зимой вырубать кустарник и почему техника – ничто без людей. А еще о том, как начинал с нуля, строил карьеру и почему каждый день считает свою работу благим делом.

– Алексей Андреевич, расскажите немного о себе: где вы родились, как пришли в профессию и что стало отправной точкой вашего пути?
– Я родом из Сморгони. Обычный белорусский город, с которым у меня связаны теплые воспоминания. После школы поступил в Белорусский национальный технический университет на факультет транспортных коммуникаций. Уже тогда точно знал, что хочу связать свою жизнь с дорожным строительством: меня всегда привлекала эта сфера. Наблюдать, как появляется дорога, как она соединяет города и людей – это завораживало. В 2017 году по распределению попал в Смолевичи, в ДРСУ-123. Начинал мастером по содержанию дорог, затем стал прорабом участка асфальтоукладки, а последние два года работаю заместителем начальника – главным инженером.

– Почему именно дороги? Был ли кто-то в семье связан с этой сферой или это личный интерес?
– Это был абсолютно личный выбор. В семье не было никого, кто работал бы в этой сфере. Просто с детства меня интересовало, как устроены дороги, как они строятся. Мне нравилось наблюдать за техникой, за процессом. Это не было случайностью, я осознанно выбрал специальность «автомобильные дороги» и ни разу не пожалел.
– Какие впечатления были от Смолевичей, когда вы впервые сюда приехали?
– Когда я приехал в 2017 году, Северо-Западный район города только начал развиваться. Остальная его часть выглядела компактно, с застройкой, напоминающей мою родную Сморгонь. Это помогло адаптироваться, было ощущение, что я не в чужом месте. Город не удивил, но и не разочаровал. Со временем я прикипел к людям, к коллективу, к самому району. Даже мысли не возникало уехать: ни в столицу, ни обратно. Здесь я увидел возможности для роста и развития, и они реализуются.

– Ваша работа требует большой отдачи. Что в ней самое сложное, а что самое вдохновляющее?
– Как и в любой профессии, есть свои трудности. Но я бы сказал, что в дорожной сфере есть своя романтика. Каждый день мы приходим на работу с пониманием, что делаем важное дело: строим и ремонтируем дороги, обеспечиваем безопасность и комфорт для тысяч людей. Это дает внутреннюю мотивацию. Бывают сложные погодные условия, сжатые сроки, технические нюансы, но все преодолимо, когда понимаешь, ради чего работаешь.

– Насколько изменилась отрасль за последние годы? Меняются ли технологии?
– Безусловно, технологии постоянно совершенствуются. Появляются новые материалы, методы укладки, техника. Но базовые принципы остаются, они отработаны десятилетиями. У нас в стране сильная научная и материальная база, и это позволяет внедрять новшества постепенно, без потери качества. Мы стараемся идти в ногу со временем, но не забываем проверенные подходы.
Врезка: Общая протяженность сети автомобильных дорог Смолевичского района составляет 697 км. В дорожную сеть входят 35 мостов и путепроводов, 772 водопропускные трубы и 214 автобусных остановок общественного транспорта.
– Что, по вашему мнению, важнее в дорожной работе: техника или люди?
– Техника, конечно, важна. Без нее невозможно представить современное строительство. Но все-таки главное – это люди. Их опыт, ответственность, трудолюбие. Дорожное строительство – узкая специализация, и случайный человек с улицы не сможет сразу включиться в процесс. У нас в коллективе 50% – молодежь, 50% – специалисты предпенсионного возраста. Это позволяет передавать знания, сохранять преемственность. Я считаю, что именно люди – основа нашей работы.

– Что происходит зимой, когда основные строительные работы приостанавливаются?
– Строительный сезон длится с апреля по ноябрь. Зимой мы переходим на содержание дорог: снегоочистка, обработка песчано-соляной смесью, вырубка кустарника, очистка остановок и павильонов. Это не менее важная часть нашей работы. Без нее невозможно обеспечить безопасность на дорогах. Примерно треть коллектива занята в зимний период, часть из которых работает круглосуточно, особенно в сложных погодных условиях.
– Как определяете приоритетность ремонта дорог? Что влияет на очередность?
– У нас есть годовая программа текущих ремонтов, которая формируется заранее. Основные критерии: состояние покрытия, интенсивность движения, социальная значимость. Если дорога ведет к школе, ФАПу, социальным объектам, то она будет в приоритете. Также учитываются обращения граждан, пассажиропоток, экономическая обоснованность. Например, в 2025 году мы уложили около 22 километров нового покрытия и построили 12 автобусных остановок там, где это действительно нужно.

– Бывает ли, что вы оцениваете дороги, по которым проезжаете, вне работы?
– Да, это профессиональная привычка. Когда еду по дорогам в других районах или областях, невольно обращаю внимание на покрытие, на качество работ. Обычный человек смотрит на пейзаж, а я – на дорожную обстановку. Это своего рода профессиональная деформация, но она помогает быть внимательным и критичным к своей работе.
Врезка: Надежность дорог и безопасность движения зависят не только от строительства, но и от постоянного, круглогодичного ухода: очистки, ремонта, контроля состояния строго по установленным нормам.
– Как относитесь к тому, что в соцсетях часто выкладывают видео с критикой дорожников?
– С пониманием. Иногда это действительно помогает, жители сообщают о проблемах, и мы оперативно реагируем. Но бывает и необоснованная критика. Люди не всегда знают нормативы, например, асфальт можно укладывать до –5 °C. Мы работаем по правилам и стараемся объяснять это. В целом, такие ролики – часть нашей реальности, и мы к ней адаптировались.
– Куда могут обратиться жители, если нужна срочная помощь?
– Есть интернет-ресурсы: 115.бел и обращение.бел. Также можно позвонить по номеру нашей диспетчерской службы, который зимой работает круглосуточно. Бывали случаи, когда вьюга заметала дорогу, и люди застревали. Мы выезжали, помогали, расчищали. Это часть нашей работы.

– Какие объекты сейчас самые важные для вашей команды?
– Сейчас один из ключевых объектов – строительство ландшафтно-рекреационной зоны и продолжение парка Народного единства. Это социально значимый проект, который преобразит пляжную зону.

– Бывает ли, что вас благодарят за работу? Или чаще слышите критику?
– Благодарности бывают, но их, конечно, меньше, чем критики. В этом году я получил благодарность от главы Администрации Президента. Считаю, это заслуга всего коллектива. Мы работаем не ради наград, а ради результата.
– Вы пришли трудиться вместе с женой. Расскажите, как это было.
– Да, мы с женой вместе учились и распределялись вместе. Жена – инженер планово-производственного отдела. Вначале брали ее, а я был как дополнение (улыбается. – Прим.). Потом она ушла на фриланс и в декрет, а я остался. Сейчас я главный инженер.

– Как вы оцениваете свою работу не как руководитель, а как человек, который каждый день принимает решения?
– Трудно себя оценивать. Лучше пусть коллеги скажут. Я стараюсь быть справедливым, внимательным, принимать решения, которые принесут пользу делу. Всегда есть куда расти, и я стремлюсь к этому.
– И напоследок: что бы вы хотели пожелать коллегам в профессиональный праздник?
– Своим коллегам желаю сил для новых проектов, стабильности в жизни, теплых моментов с близкими. Пусть ваш профессионализм всегда встречает признание, а личные мечты сбываются на самой ровной дороге судьбы! Желаю, чтобы каждый день приносил чувство гордости за свою работу, чтобы мы всегда чувствовали, что делаем важное дело для своего района и страны.
Рекомендуем