Меню

«Я до сих пор вспоминаю наш лес, речку, совхоз». Семья из зоны отчуждения поделилась своей историей о том, как Чернобыльская катастрофа изменила их жизнь

«Я до сих пор вспоминаю наш лес, речку, совхоз». Семья из зоны отчуждения поделилась своей историей о том, как Чернобыльская катастрофа изменила их жизнь

АЛЕСИНО, Курганский сельсовет. Прошло уже 32 года, как семья Ивана ЧВАНЬКОВА покинула малую родину, деревню Победа Ветковского района. Если бы не авария…

26 апреля 1986 года произошла страшная трагедия – авария на Чернобыльской атомной электростанции. Иван Анатольевич в то время возглавлял процветающий совхоз «Светиловичи», супруга Мария работала фельдшером в местной больнице, дочери ходили в школу. Но апрельская дата внесла свои коррективы в их жизнь, в жизнь страны.

В любой ситуации оставаться человеком – такого принципа придерживается Иван Анатольевич и учит этому своих детей и внуков

– Само слово «авария» насторожило, но мы же не владели полной информацией. Да и чиновники из области и Союза успокаивали, мол, ничего страшного. ЧАЭС стала ежедневной темой для обсуждения у коллег, соседей, родных, – вспоминает Иван Анатольевич. – Четыре года стоял батальон военных, которые занимались обеззараживанием зданий, техники. Жена плакала, думала про начало войны. Спиливали деревья, перекрывали крыши новым шифером. Кто-то поспешно уезжал, несмотря на последующее исключение из партии. От ужаса происходящего спасала работа. Там проводили день и ночь.

Родную деревню семьи Ивана отнесли к зоне последующего отселения. Взрослые оставались жить, а детей по возможности старались вывозить за пределы области хотя бы на каникулы. В 1991 году Иван Анатольевич понял: семью переселят, но теплилась надежда, что останутся на Родине. А после случайно оброненной фразы одного из чиновников: «Вам надо уезжать не ради себя, а ради детей» не осталось сомнений, что ситуация ухудшается. Вера сменялась растерянностью и тревожным предчувствием беды.

– Уезжали централизовано. Мне предложили Минск, другим – Борисов, Брестскую область, Рязань, Краснодарский край. Взяв самое необходимое, покидали родные места с комком в горле, – делится Иван. – Магазины уже не работали, молочный завод, хлебопекарня, крахмальный завод закрылись. В местности остались единицы.

По роду деятельности Иван Анатольевич проводил много времени на фермах, полях и в лесах. Нахождение в 30-километровой зоне от очага аварии более 30 суток дало ему право на удостоверение ликвидатора ЧАЭС. Позже, получив заболевание, связанное с аварией, удостоверение заменили на новое – пострадавшего от катастрофы на АЭС.

В 1993 году семья переехала в Алесино. Иван и Мария окунулись в работу, старшая дочь училась в столице, младшая – в школе. Со стороны казалось, что все налаживается несмотря на произошедшее. Но здоровье и душевная боль говорили об обратном.

Супруги общаются с бывшими соседями и коллегами. Они до сих пор созваниваются и переписываются, их связывает невидимая нить аварии, ставшей разделительным знаком.

– Я до сих пор вспоминаю наш лес, речку, совхоз, – признается Иван Чваньков и тут же бодрится. – Сейчас белорусы живут хорошо. Надо верить в лучшее.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59