«Это стереотип, что в родной школе тебя будут воспринимать ученицей…». Как молодой педагог нашла свое призвание

БАРСУКИ, Жодинский сельсовет. Героиня нашего сегодняшнего номера – педагог Барсуковской средней школы Марина БУТОР. Она учитель русского языка и литературы, английского языка, а еще заместитель директора по воспитательной работе.
После окончания университета Марина вернулась в родную школу на селе. Этот выбор девушка сделала осознанно несмотря на то, что имела возможность жить и работать в столице. О пути в профессию, детях, литературе, любви к деревне, музыке и огоньке в душе – наш сегодняшний разговор.
– Марина, расскажите, где учились…
– В 2014 году после окончания Барсуковской СШ я поступила в педуниверситет имени Максима Танка. Училась на филфаке, тогда он назывался факультет русской и английской филологии. В 2018-м окончила.
– Учиться нравилось?
– Было интересно, ярко, а первые 2 курса еще и тяжеловато. Но постепенно я втянулась. А когда началась практика и мы стали проводить уроки в школе, я окончательно убедилась, что пошла по правильному пути: мне было очень комфортно в этой среде.
– Почему выбрали именно эту профессию?

– Учителем русского языка и литературы у меня была Жанетта Викторовна Защепко, она и привила любовь к этим предметам. Начиная с 9-го класса, она говорила мне: «Может, попробуй, раз у тебя есть такое чутье и навыки. Если ты чувствуешь, что это твое, то обязательно надо пробовать». Я сначала думала, что не смогу, не справлюсь, что это слишком сложно. Тем более, у меня всегда было ощущение, что учителя – люди с особым статусом. Но потом поняла, что надо пробовать, стараться… Сдала экзамены, ЦТ, подготовилась и поступила.
– Почему решили работать в Барсуковской школе?
– Здесь я училась, сюда вернулась в новом статусе. И не по распределению, а по собственному желанию. Мне всегда здесь нравилось: родной коллектив и люди. Была возможность работать в столичной гимназии, жить в Минске, но мне, если честно, этого совсем не хотелось.
– Работать в своей школе, наверное, очень ответственно…
– Есть мнение, что в родной школе тебя все равно будут воспринимать ученицей. Но нет, это стереотип. Здесь дружный коллектив, все друг друга поддерживают, помогают, и я совсем не чувствую себя ученицей. Мне хорошо и уютно.
– Как стали заместителем по воспитательной работе?
– Это случилось в 2021 году. До меня на этой должности трудилась Надежда Мефодьевна Герасимчик. Она была очень активная, творческая, во всех конкурсах участвовала, все успевала. Она и вдохновила меня на эту работу.
– Страшно не было?
– Конечно, было. И трудностей хватало в первый год.
– Вам больше нравится язык или литература?

– Я бы поставила между этими предметами знак равенства. И язык люблю, и литературу. Литература помогает лучше узнать язык. Все взаимосвязано.
– Вы любите читать?
– Да, с детства. Пока сама не научилась, сказки мне читала бабушка, потом наоборот: уже я читала ей. Книг дома было очень много, я росла в читающей семье.
– Есть ли у вас сейчас время для чтения?
– Стараюсь находить. И читаю не только то, что нравится и хочется, а еще и то, что нравится моим ученикам. Это очень интересно и весьма полезно. Знать литературные вкусы учащихся педагогу важно.
– Есть мнение, что современная молодежь не читает вовсе…
– Нет, они читают. Но не все, только то, что им по душе. Литература школьной программы не всем нравится. Может быть, не все ее понимают на данном этапе. Так было и с нами: к некоторым произведениям мы возвращаемся уже во взрослом возрасте, перечитываем и совершенно иначе воспринимаем.
– Каковы ваши литературные предпочтения?
– Русская классика. Это основа основ. Много современных книг переписано по классике. Причем в некоторых из них используется сленг. Считаю, что в литературе это не всегда оправдано. В жизни – может быть.
– Марина, свободно себя чувствуете в ученическом коллективе? Молодой возраст мешает или помогает вам в работе?
– Мне нравится работать с детьми. Чувствую себя комфортно как на уроках, так и во время наших творческих занятий. Мы тесно взаимодействуем при подготовке и проведении различных мероприятий, конкурсов. Жизнь у нас довольно насыщенная. Это по душе и мне, и ребятам. Если говорить по поводу возраста, то у меня никогда не возникало трудностей с восприятием школьниками меня как педагога.
– С кем вам больше нравится работать: со старшеклассниками, начальным звеном?
– Среднее звено. Они очень любопытные, им все интересно, и тебя еще многому хотят научить. Старшие классы – это про глубокие размышления. Очень впечатляет, как ребята могут мыслить и раскрываться в этих мыслях. Главное – потянуть за нужную ниточку. Обожаю уроки английского в 3-м классе. За 2 четверти ребята научились не только читать, но даже рассуждать на английском. Это шикарно. Не ожидала, что такое может быть.
– Говорят, что дети больше любят молодых педагогов. Как вы считаете, так ли это?
– По-моему, совсем не так. Есть прекрасные учителя с опытом, и у детей с ними отличный контакт и доверительные отношения.
– Молодежь неохотно трудоустраивается в школу, многие после отработки уходят. Как думаете, почему?

– К сожалению, да. Но я осталась, мне хочется здесь работать. Я каждое утро просыпаюсь с хорошим настроением и с таким же иду в школу. Знаю, какие задачи стоят передо мной в конкретный день, как буду их решать. Кто-то меняет учительство на работу в сфере услуг. Многие становятся бьюти-мастерами, объясняя тем, что в образовании якобы зарплата не та. В общем, каждому свое.
– Марина, вы родом из Высоких Ляд и сейчас там живете. Удобно ли добираться на работу, есть ли какие-то сложности?
– В деревне у нас – цивилизация, маршрутки ходят. Поэтому трудностей с тем, чтобы добраться на работу, нет никаких. Когда в школе училась, нас автобус школьный на учебу отвозил, поэтому я не застала время, когда деревенских ребят на конях возили в Барсуки.
– Деревня близка вам по духу?
– Да. Здесь живут замечательные люди, ты всех знаешь, все знают тебя. Мне в деревне очень уютно.
– Как проводите отпуск?
– В последнее время взяли за традицию с родственниками ездить на озера с палатками. Заряжаемся красотой. Но не только. Дома на огороде тружусь с удовольствием, читаю, загораю. И новый учебный год непременно начинаю с позитива.
– Вы есть в соцсетях? Вам интересна эта тема?

– Да, мне это интересно. Веду страницу в ТiкТок. С ребятами общаемся в телеграм. У нас с моей творческой командой учащихся есть своя группа. Это очень удобно. Там мы что-то обсуждаем, обмениваемся идеями, поддерживаем друг друга.
– Работу домой берете?
– Конечно, случается. Но в последнее время учусь заканчивать все дела на месте, даже если для этого приходится немного задержаться. Тетради тоже стараюсь проверять в школе.
– Лучший учитель для вас – это…
– Это человек, который не только знает свой предмет, но и может поддержать, помочь, понять своего ученика.
– Лучший ученик – это…
– Это тот, кто совершенствуется, развивается и не забывает при этом о соблюдении правил поведения.
– Дайте вредный совет школьникам…
–Такой совет можно дать только хорошим, трудолюбивым ученикам. Я бы посоветовала им 1 раз в течение учебного года позволить себе не готовить домашнее задание или прогулять школу и остаться дома.
– Марина, знаю, что вы увлекаетесь музыкой…
– Да, с 14 лет. Музыка для меня – источник вдохновения, огонек в душе. Пишу тексты, записываю треки на студии. На сегодняшний день уже готово 8 рэп-композиций. К сожалению, сейчас на это не хватает времени.
– Как относитесь к музыкальным конкурсам, которые проходят в районе?

– Отлично отношусь. Вот уже совсем скоро состоится районный фестиваль туристской и патриотической песни. Мы с ребятами вовсю к нему готовимся, хотим удивить всех своим выступлением.
– Сейчас проходят выборы Президента Республики Беларусь. Не могу не спросить, голосуете ли вы, считаете ли это важным?
– Голосовать на выборах Президента я буду во второй раз. Для меня это важное и ответственное событие, которое дает возможность быть причастной к будущему своей Родины. В первый раз я ходила на участок вместе с родителями, это был знаменательный момент в моей жизни. Шла голосовать с большим воодушевлением. В этом году в основной день выборов буду занята, поэтому проголосую досрочно.
Рекомендуем
