Как житель Драчково исполнил мечту и завел лошадей
ДРАЧКОВО, Драчковский сельсовет. С самого детства Александр ПРОТЬКО мечтал о лошади. Но родители не сразу пошли навстречу сыну. В семье, где было пятеро детей, держали более «выгодных» животных: коров, свиней… «Куда нам еще и конь?!» – говорил отец. Но мальчик не отчаивался. В Драчково, где родился и рос, была колхозная конюшня. Там он проводил все свободное время. Когда лошади переехали в соседнюю Слободку, а затем – в Старину, по-прежнему продолжал их навещать. Приличное расстояние преодолевал на велосипеде или… пешком.
Сейчас у Александра 6 лошадок. В них он души не чает. Проводит с ними все свободное время и признается, что устал отвечать на вопросы, зачем они ему, ведь в работе своих любимцев он никак не задействует. Пашет землю трактором, а лошадей держит для души.
Съездили к коневоду в гости и узнали, как ему живется, как удается совмещать работу и заботу о хозяйстве, в котором есть и другие животные, и о чем он мечтает сейчас.
– Александр, откуда такая любовь к лошадям?
– Всегда мне нравились эти животные. Может, потому что родился в год Лошади…
– Как сбылась ваша мечта?
– Отец в местном лесничестве работал. Как-то приехал и говорит, что у них маленького жеребенка продают. Вечер был, но ждать до утра я не согласился. В общем, упросил, и мы поехали. Тогда лесничим у нас женщина была. Увидела папу и удивилась: «Лукьяныч, ты чего?». А он в ответ: «Да вот, с сыном за жеребенком приехали». Она посмотрела на меня и говорит: «Так завтра, Сашка». «Завтра вы документы можете оформлять, – отвечаю, – а заберу я его сегодня». Отец отправился бумажные дела улаживать, а я поспешил взглянуть на приобретение. Это была маленькая кобылка, худющая, страшная. Сердце мое дрогнуло. Пошел к отцу и говорю: «Может, не будем брать. Вдруг она до утра не дотянет». А он мне: «Ну, может, откормим!». В общем, забрали ее домой в тот же вечер. Я расстарался: и сена ей лучшего принес, и того, и сего, а она ничего этого не ест. Расстроился. Но потом потихоньку кушать стала, хорошеть. Красавицей выросла, Машкой назвал. Сгубила ее моя неопытность.
– Сами за Машкой ухаживали?
– Отец сразу сказал: «Твоя скотина, ты и смотри». Я и сейчас все делаю сам. Изредка могу жену попросить корове ведро воды принести.
– Как Евгения относится к вашему увлечению?
– Она знала, за кого замуж выходила (смеется. – Прим.). Мы когда к свадьбе готовились, к тамаде должны были вместе ехать договариваться. А мне тут как раз насчет кобылки позвонили, надо было посмотреть. Говорю: «Женька, прости, поезжай к тамаде одна, а я поеду за кобылой». Поначалу обижалась и говорила, что я люблю лошадей больше. Сейчас таких разговоров не заводит. Ходит к ним вместе со мной.
– Александр, какую профессию получили, где работаете?
– Сейчас тружусь в компании «Белавиа» на топливозаправщике. Работа посменная, и для меня это несомненный плюс. Сразу после школы пошел в Смиловичский лицей, учился на мастера сельского хозяйства. Это профессия «3 в 1»: тракторист, водитель, слесарь. Как окончил, устроился в местное хозяйство «Петровичи». Через год думаю: «Ай, ну, что я, молодой хлопец, буду в колхозе работать, пойду в аэропорт». Хватило меня ненадолго: спустя 12 месяцев вернулся и еще лет 5 или 6 на тракторе работал. Очень хотел на комбайн. Но мне сказали, мол, молодой еще, какой комбайн?! А потом, когда предлагали, уже я не хотел.
– Лошадок в хозяйстве не задействуете?
– Нет, они у меня для души. И все постоянно спрашивают: «Если не работаешь на них, зачем тогда держишь?». Для многих это дико, не понимают люди. А я хочу, мне нравится. Удовольствие от этого получаю. Приду, поглажу, хлебом их покормлю. Лошади – очень умные животные. Порой кажется, что даже умнее нас. И чувствуют все. Когда у меня мама умерла, я пришел на поле, Верка подошла ко мне и головой так сильно прижала меня к себе и не отпускала. Сразу почувствовала, что горе случилось.
– Верка – необычное имя для лошади. Как остальных зовут?
– Сейчас у меня из 6 лошадок – 3 основных: Верка, Черничка и Малыш. Тем, кого планирую продать, имена не даю, чтобы не привыкать к ним. Пусть новые хозяева и называют.
– Легко ли в наше время продать лошадь?
– Непросто. Сейчас мало людей, которые покупают. Раньше коней в деревне почти в каждом хозяйстве держали. А сейчас работать никто не хочет. Берут для души, школы спортивные покупают, чтоб детей катать. На мясо своих лошадок не отдаю. Обязательно продам, если просят. Случай такой у меня был. Родилась кобылка, хорошая такая, спокойная по характеру, планировал себе ее оставить. А тут мужик мимо проезжал, остановился и просит: «Продай! Заплачу, сколько скажешь». Я отказал. Назавтра утром прихожу на поле, а она лежит. Цепью, на которой была ее мамка навязана, задушилась. Поэтому если просят продать, надо соглашаться. Все равно ничего хорошего потом не будет.
– Какие еще приметы «работают»?
– Уж не знаю, с чем это связано, но еще такую параллель провел. Нас пятеро в семье, и у меня в хозяйстве всего по пять, больше не ведется. Сейчас, если покупаю поросят, беру 5, бычков – тоже 5. И так во всем. Если вдруг куплю 6, один обязательно издохнет. Причем, самый лучший. Лошадей у меня сейчас 6, но один – жеребенок, это не считается.
– Какие сложности возникают в содержании лошадей?
– Основная забота – это заготовка кормов. Сено сам кошу, сушу. Братья здорово помогают. Было бы только, где косить. Если вижу, что у кого-то участок зарастает, говорю: «Дайте моим «газонокосилкам». Люди не отказывают. Сосед вот уехал, а кусок земли остался, он мне разрешил пользоваться. Местное хозяйство навстречу идет. Никогда в помощи не откажет. В прошлом году сушь какая стояла с самой весны, сложно было. Приходилось в Петровичи лошадок отгонять, там места болотистые, речка рядом. Им комфортно было, но мне неудобно. Каждое утро и вечер ездить приходилось за 10 километров.
– Есть среди лошадок любимицы?
– Всех люблю. Вот кобылка родилась недавно, если все будет нормально, себе планирую оставить. Вижу, хорошая лошадка получится. У коней ведь как: если с рождения жеребенок спокойный, ласковый, ручной, таким и останется, а если с диковатым характером, то исправить это сложно. Можно, конечно, «пригладить», но на это много времени потребуется.
– У вас и жеребец свой?
– Да. Раньше все время искать приходилось, просить. И я загорелся купить собственного. Стал просматривать объявления в интернете, нашел в Дзержинске. Там дедушка один тоже коней держит, как раз у него и жеребчик был. Хороший. Отца его – породы брабансон – из Бельгии привезли. Но взял не сразу. Вроде, и цена устроила, но решил еще где-нибудь посмотреть, чтобы сравнить. Поехал к цыганке одной в Минск. Интересная личность. Видит меня в первый раз, а я ей уже лучший друг. «Сейчас, – говорит, – такого коня тебе покажу, в обморок упадешь». Выводит, а там не конь, а козел: страшный, худой, кожа да кости. А цену назвала в три раза больше, чем в Дзержинске просили. В общем, забрал я жеребца у дедушки. Сразу меня только масть его останавливала. Он пегой: рыже-бело-черный. Забрал его как раз на свой день рождения – выходит, подарок себе сделал. В сарай поставил и не знаю, как жене сказать. Но она сама увидела. «Купил, – говорит. – Зачем он тебе?!». «Как зачем, – отвечаю, – пусть будет. Коней много не бывает». Малышом назвал. Крепкий парень, с характером. Не жалею, что взял.
– Александр, у вас ведь не только лошади в хозяйстве?
– Да, и корова есть. Правда, ее я заводить никак не планировал. Знакомая женщина позвонила, говорит, мол, купи. Муж умер, одна не справлюсь, а на мясо отдавать жалко. Поехал, посмотрел, забрал. Корова эта потом заболела, лечил, выхаживал. Но все в порядке, слава богу. Она теленочка принесла. И свинок держу, и бычков, куры есть, коты, собаки. Хаски Геру мы с Женей купили, а потом еще и дворнягу Чипа приютили. У нас тут мусорка рядом с домом, и «хорошие» люди туда не только отходы выбрасывают, несут и котят, и щенков.
– О чем мечтаете, ведь самое заветное желание уже сбылось?
– Если бы позволяло место, не было проблем с кормами, я бы хотел больше лошадей.
– Не жалеете, что пошли этим путем?
– Даже если бы мне предложили лучшее место для жизни, но там не было условий для лошадей, ни за что бы не поехал.