Он знает, как звучит настоящий винил: бывший радиотехник рассказал историю жизни и показал коллекцию винтажной техники
Геннадий Гармаза может починить все: от электробытовых изделий до высокоточных приборов. Радиотехник по образованию, он трудился на Минском механическом заводе имени С. И. Вавилова, БелАЗе, «лечил» голубые экраны в телеателье, собирал оборудование для итальянских пекарен, а в тяжелые 90-е даже торговал белорусским трикотажем в России. 11 лет назад вышел на пенсию, но продолжает работать. А еще у него богатая коллекция винтажной аудиотехники.
Почему в молодости отказался от блестящих перспектив комсомольской работы и пошел на завод, как встретил свою половинку, чем занимается на пенсии и за что дочери называют его самым крутым батей – наш разговор с героем.

– Геннадий Иванович, откуда вы родом?
– Родился и вырос в деревне Новосады Дзержинского района. Есть у меня брат Анатолий и сестра Светлана. Она, кстати, сейчас живет в родительском доме. Малую родину свою не забываю, бываю там часто.
– Как профессию выбрали?
– Отслужил в армии и решил поступать в Белорусский политехнический институт. Но не сдал один из экзаменов. Вышел из вуза, смотрю, а напротив – Минский радиотехнический техникум. Прочитал объявление – подать документы еще успеваю. Вступительные испытания сдал успешно и прошел.

– Учиться нравилось?
– Если честно, времени на занятия почти не оставалось. У меня было много общественных нагрузок: состоял в комитете комсомола, был заместителем председателя совета общежития, играл в баскетбол за сборную техникума, а еще дважды являлся командиром стройотряда.
– После окончания техникума вам предлагали остаться на комсомольской работе?
– Да, перспективы были хорошие: мог трудиться в советском райкоме вторым секретарем, но отказался. Почему? Не знаю. Хотя работа эта мне нравилась.


– Расскажите про первое место работы…
– На распределение шло 220 человек, я был в серединке – 121 по списку. Выпускников отправляли на работу не только по Беларуси, но и в соседнюю Украину. Я играл в баскетбол за сборную техникума. Команда у нас была сильная: на чемпионате среди техникумов всего Советского Союза мы второе место заняли! И я решил, что это должно помочь. Пошел к директору и говорю: «Зря я что ли «кровь проливал» за альма-матер?». Он спросил: «А куда ты хочешь?». Я рассматривал «Горизонт» или Минский приборостроительный. Мест на «Горизонт» уже не осталось, и директор предложил мне направление на завод имени С. И. Вавилова. Я согласился. Пришел на предприятие не один – туда же распределили еще троих моих однокурсников. Нас определили на одно из подразделений завода – НИИ «Пеленг». Стали оформлять документы. А у меня какой-то бумаги не хватило. Когда принес ее в отдел кадров, мне говорят: «А вы в цех не хотите? Работать будете мастером на электромонтажном участке и получать больше, чем в НИИ: 200 рублей вместо 75». Тогда это были нормальные деньги, и я не стал отказываться. В нашем цеху делали танковые приборы ночного видения, он был одним из основных на предприятии. И перспективы были: предлагали направление от завода в институт. Может, так и было бы, но тут свадьба.

– Геннадий Иванович, а как вы познакомились с будущей женой?
– Когда устроился на завод Вавилова, мне как молодому специалисту давали комнату в общежитии. Но было одно условие – жилье предоставляли только семейным. А я был холост. Решил сходить в общежитие, где жил во время учебы. Смотрю, Людмила стоит. Мы друг друга знали: спортом вместе занимались, она за сборную техникума в гандбол играла. Подхожу к ней и говорю: «Люд, замуж хочешь?». Она: «А что?». «Давай, – говорю, – жениться: общагу получим». 11 июня 1977 года мы расписались.
– Вы ведь в столице трудились и жили, а почему в Жодино переехали?
– Родители Люды тогда уже в Жодино жили. И когда в 1978-м у нас Ирина родилась, мы к ним переехали. Я на работу на электричке ездил, а потом устал, пошел к директору, тот, хоть и с сожалением, но отпустил меня. В 1979-м я устроился на БелАЗ. Сел за паяльник, приборы на заводе ремонтировал. А потом перешел в городское телеателье.


– Помните какой-нибудь забавный случай из работы в ателье?
– Смешных историй хватало. Как-то приходит к нам мужчина. Приносит магнитофон – то ли «Легенду», то ли «Романтику». Включает кассету, и раздается песня «Не сыпь мне соль на рану». Пришедший спрашивает: «Вы слышите? Слышите?». Мы: «Да, Добрынин поет». Он: «В первой октаве нет ноты ля!». Мой напарник, молодой хлопец, смотрит на этого мужика и с умным видом отвечает: «Да, слышу. Но, по-моему, нота ре во второй октаве тоже плохо прослушивается». Наш товарищ одобрительно кивнул и говорит: «Я думал, вам тоже на ухо медведь наступил, а вы – настоящие спецы!».


– А еще вы собирали оборудование для пекарен…
– Да, было. Приехали в Жодино итальянцы, строили мини-пекарни, а я помогал собирать и настраивать оборудование. Чуть в Италию с ними не уехал (смеется). Предлагали мне вместе с ними работать, они ведь по всему миру оборудование поставляли. Но меня не отпустили ни дома, ни на работе. Особо я не расстроился.

– И коммерцией занимались?
– Да, когда телеателье стало распадаться, организовался «Гараторг». Мы купили МАЗ и возили жодинский трикотаж в Россию. Объезди всю страну – до самого Урала. Забавный случай был: я в Иваново наши футболки варил. Покупательница была уверена, что после первой стирки рисунок облезет. Мы поспорили. Нашли кастрюлю, налили воды и сварили майку. Как я и говорил, с рисунком ничего не случилось.


– Геннадий Иванович, вы уже 11 лет на пенсии и продолжаете трудиться?
– Да, на заслуженный отдых ушел из ЖКХ, но после еще работал в организации. 2 года назад перешел в Барсуковский сельский дом культуры, тружусь рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений. От города недалеко. Коллектив нравится. Работа нетяжелая: снег почистить, траву покосить, что-то где-то подкрутить, отремонтировать.
– Вы собрали целую коллекцию винтажной аудиотехники…
– Целенаправленно не собирал: на смену старому приходило что-то новое. Даже сейчас такая техника в цене. Звучит она иначе. Поставишь пластинку, и каждое слово в песне слышишь отчетливо. Музыку слушали разную, среди любимых ансамблей – «Песняры», «Верасы»… В прошлом году в СДК устраивали ретровечеринку, и я свои раритеты привез, включил – всем агрогородком ностальгировали.
Рекомендуем