Как лесник из Суток стал фермером
СУТОКИ, Усяжский сельсовет. Деревня Сутоки – одно из самых живописных мест Смолевичского района. Здесь, где встречаются или по-белорусски «сутыкаюцца» две реки – Цна и Гайна, живут замечательные люди, влюбленные в родные края и работающие на земле, как и их предки.
Петр ЗАРЕМБО родился и вырос в этой деревне. Здесь жили его родители, дедушки, бабушки и старшие поколения. Любовь к тяжелому крестьянскому труду он впитал с молоком матери. И где бы ни работал, о земле не забывал никогда. Более 20 лет трудился в лесном хозяйстве, еще 8 лет работал водителем, но от мечты юности – стать фермером – не отказался и исполнил ее: два года назад в Смолевичском районе на одно крестьянско-фермерское хозяйство стало больше.
О мечте, тяжелом труде, молоке и русских гончих – наш разговор с главой КФХ «МУМУня» Петром Зарембо.
– Петр Александрович, как складывалась ваша жизнь до фермерства? Почему решили заняться сельским хозяйством?
– К земле меня тянуло всегда. Животных очень люблю, охоту. В начальную школу ходил здесь, в Сутоках, потом учился в Юрьево, там окончил 10 классов и учебно-производственный комбинат, где получил профессию водителя. Потом была служба в армии, после нее пошел работать в лесную сферу – трудился в Логойском лесничестве. Окончил Борисовский колледж, Новополоцкий техникум. Потом ушел из лесхоза и работал на «Мидивисане» водителем. При этом всегда мечтал заниматься сельским хозяйством. И, собственно, занимался, только не в таких масштабах, как сейчас. Мы всегда держали корову, даже несколько. Был момент, когда от кормилицы пришлось отказаться, но через год-полтора в нашем хозяйстве буренка появилась снова. А потом я решил рискнуть и заняться сельским хозяйством основательно. Жена и дети поддержали. У нас получилось. Правда, не сразу.
– Что было самым сложным на пути к мечте?
– Пожалуй, получить землю. Обратился в колхоз – видел, что они эти участки не использовали, но мне отказали. Обращался несколько раз – безрезультатно. Потом записался на прием к председателю райисполкома: как раз к нам Андрея Ратомского назначили. Он меня выслушал и пообещал приехать посмотреть, что и как. Мы готовились. Покупали технику: без нее в сельском хозяйстве никак. После визита председателя наш вопрос решился положительно: нам дали 15 гектаров земли. Помог и Усяжский сельисполком: выделили 4 гектара под ЛПХ. Так потихоньку мы начали развиваться. «МУМУне» всего два года, но определенные результаты уже есть.
– Кто название такое интересное придумал?
– Дочь Анастасия. Мне нравится, и знакомые улыбаются – им тоже по душе.
– Основное направление деятельности вашего хозяйства – какое?
– Молочное. Разводим породистых коровок: джерсейских и айрширских. Это очень молочные породы: жирность молока достигает 7-8%, в нем высокое содержание белка. Оно особенно хорошо подходит для изготовления сыров. Этим направлением мы тоже занимаемся, но в скромных масштабах: у нас пока только три наименования.
– Сколько у вас коровок?
– Больше 20 голов, из них 10 дойных, остальные – молодняк.
– Помощников со стороны привлекаете?
– Сами трудимся, своей семьей. Сын очень много делает: вся техника – на его плечах. Дочь с зятем тоже хорошо помогают. Один не справишься.
– Кого еще держите, кроме коров?
– Курочки есть, свинки, овцы, конь белорусской упряжной породы. Его, кстати, сын подарил. Забаром назвали, хоть по паспорту он Никодим. Ему год уже, пока еще растет, к работе не привлекаем.
– А коты, собаки в «МУМУне» живут?
– И те, и другие имеются. Четыре собаки, трое щенков. Семь котов, но скоро их больше станет. У нас дачников здесь много. Когда уезжают в город поздней осенью, бросают четвероногих, котята к нам прибиваются, зимуют здесь. А собаки – это отдельная история. Не могу отказаться от них, да и не планирую. Раньше до 10 особей держал: какой охотник без собак?! Одно время у меня было семь лаек и норные породы. Сейчас четверо русских гончих. И трое щенков. На охоту всегда с собой беру. Не всех сразу, конечно, а по очереди. Бывает, троих в машину посажу и потом по одной выпускаю погонять. Собаками сам занимаюсь: кормлю, гуляю с ними.
– Охота – это давнее хобби?
– Я с детства охотник. Когда из армии вернулся, получил охотничий билет. Охотился и на кабана, и на косулю. Сейчас, в основном, на зайца. Времени совсем нет. Только зимой удается вырваться. Тогда с сыном берем гончих и едем на охоту. Но это только по зиме. А так, ни минутки свободной. Люди говорят, грибы пошли. Где они, те грибы? Некогда их и посмотреть в лесу. Друзья видео прислали, фото – тем и довольствуюсь.
– Овощи тоже выращиваете?
– А как же, все растет. Но мы не на продажу – для своей семьи и своего хозяйства. Только в этом году взяли и гектар картошки посадили. Сейчас думаю: зачем столько?! Урожай хороший – несколько сортов обычно сажаем. Хватит и себе, и на корм скоту, и продавать будем. В следующем году, наверно, меньшим количеством обойдемся.
– Ваш рабочий день длится дольше привычных восьми часов?
– Да. Подъем в 5.00, к шести нужно почистить все, коровок подготовить, в 7.00 начинается дойка. Вторая дойка – вечером. А между ними – куча работы. Но это ничего, главное, чтобы здоровье было.
– А куда вы реализуете молоко?
– Частникам. Есть несколько постоянных клиентов, которые сырами занимаются, – берут литров сто за раз, иногда и больше. Жаль, наш молокозавод не принимает. Хотелось, чтобы сбыт был налажен, и вопрос этот не стоял так остро. Некоторые фермеры на «Здравушку» в Борисов сдают, молоковоз в район приезжает, вот и мы хотим договориться. Молоко у нас хорошее. В день берем литров 100, а то и 150. В этом году со сбытом почему-то проблематично. Ни молоко не хотят брать, ни мясо. Бычков хороших приходится на мясокомбинат сдавать за мизерную цену, но ничего не сделаешь.
– Работать на себя и ни от кого не зависеть – здорово?
– Это конечно. Сам планируешь время, день, но работать надо. Тяжело везде: и на предприятии бывает непросто, и здесь тоже.
– Сено сами заготавливаете?
– Да, у нас техника вся в наличии. И по несколько единиц, чтобы, если не дай бог что-то сломается, замена была.
– Как у вас появилась первая породистая корова?
– Покупали ее на Витебщине, в Сенно. Привезли маленькой телочкой и вырастили. Так и пошло. А первые коровки – черно-пестрой породы. Буренок взрослых мы не берем, растим из своих телят. Покупали и бычка. Правда, в прошлом году его пришлось сдать – начал бушевать. Поэтому в нынешнем году коров возили покрывать в Логойский район. А дальше посмотрим.
– Есть ли среди буренок любимица?
– Есть, Малина. А так, все они родные, ручные. Сами всех вырастили. И характер каждой знаем, и привычки. Покупали как-то и взрослых коровок – два раза, ни из одной ничего хорошего не вышло. Когда теленка растишь, как свое дитя, знаешь: если что-то не получилось, сам на себя обижайся. Как воспитал, так и будет.
– Не жалеете о том, что фермером стали?
– Нет, только упущенного времени жалко: нужно было раньше на этот шаг решаться.