Меню

Политолог объяснил, почему нынешнее ВНС напоминало учения

Политолог объяснил, почему нынешнее ВНС напоминало учения

Два дня Всебелорусского собрания показали главное: в стране по-прежнему один центр силы — и это Александр Григорьевич, пишет mlyn.by.

Надо честно сказать, что оба заседания ВНС держались на личной харизме Александра Григорьевича и его комментариях. Иногда Президент в прямом смысле напоминал делегатам об их прямых обязанностях — изучить Программу и рассказать о ходе ВНС в коллективах.

И, несмотря на то что по Конституции ВНС стоит выше Президента, на практике это вовсе не означало подчинённого положения последнего. Наоборот, Собрание работало в режиме учений под руководством Президента: впервые делегаты ВНС утверждали кадровые назначения (ранее судейский корпус почти полностью назначался Президентом), а также принимали Программу социально-экономического развития в виде обязательного акта.

А судьи кто?

В случае с судами процедура отставки и назначения заняла всего 20 минут, включая доклад с характеристикой.

Для сравнения: в западных системах Конституционный суд является ареной политических битв, и борьба за него может идти годами. Даже в Беларуси по первой редакции Конституции КС мог отменять любые решения Президента по своей инициативе, с чем Лукашенко боролся два года. Похожая схема контроля президента реализована в Молдове и применяется во многих парламентских республиках. Что до персоналий и характеристик: молдавские судьи Конституционного суда вообще являются гражданами Румынии. Однако там нет такого органа, который мог бы сместить их своим решением. Под маркой «независимости судебной системы» навязывается внешнее управление — и нам такого не нужно.

Что касается Верховного суда и общих судов, то, например, на Украине это сфера чистой коммерции. Там судьи способствуют рейдерским захватам и легализуют передел собственности. И, опять же, нет такого органа, как ВНС, который контролировал бы судебную систему «сверху» — так что суды контролируют региональные элиты «снизу».

В современной Беларуси конституционный кризис был преодолен с помощью первого ВНС, и с тех пор судебная система стала президентской, хотя номинально суды считались отдельной ветвью власти. Поэтому и сейчас оба важнейших центра силы были проголосованы списочно, а новые кандидатуры — единогласно утверждены. Это ещё раз показывает, что в нашей стране борьба за власть внутри системы не ведётся, так как все ветви признают безоговорочный авторитет Президента и, как следствие, авторитет ВНС. Это позволяет экономить ресурсы самой системы.

Кто в доме хозяин?

Сегодня невозможно представить ситуацию, чтобы ВНС вело борьбу за власть против Президента. Вместо этого на Собрании несколько раз прозвучало ключевое слово «стабилизация» или «стабилизатор». В этом — реальная роль ВНС, но пока в стране нет кризиса, ВНС в новом статусе работает практически так же, как и в прежнем. Помимо судейских кадров оно решает вопросы экономики и получило чуть больше контрольных полномочий для реализации Программы на пятилетку — впервые в тексте закреплены ответственные должностные лица по направлениям.

В целом происходящее напоминало учения: делегаты учились голосовать, а Александр Лукашенко по ходу мероприятия предлагал корректировать процедурные моменты. Атмосфера при этом была радостной и торжественной. Это, конечно, не совсем семейный праздник, но аналогия очевидна: когда родители рядом с нами за столом — это одно, а когда их нет — это уже совсем другая жизнь.

Так что все мы сейчас за спиной одного человека, и каждую такую минуту надо ценить. Многое, очень многое по-прежнему держится на его плечах. Конституционная реформа была задумана, чтобы раздать полномочия Президента, но спустя четыре года вывод очевиден: власть невозможно отреформировать и отдать кому-то в руки, как подарок на Новый год.

То, что люди получают в жесткой борьбе и что потом становится частью (а то и ценой) их жизни, нельзя изменить реформой на бумаге. Это как научить кого-то водить машину, которую ты сам собирал по частям много лет. Другой человек, конечно, сможет крутить руль и нажимать педали, но не он создавал всю эту махину. Пусть едет, как умеет, но главное — чтобы не разбил.

Поэтому, задумывая ВНС в новом статусе, Александр Лукашенко хотел сохранить 30-летнюю систему, построенную им с нуля, а не просто распределить ответственность. И как бы мы ни переписывали Конституцию, главный в стране всё равно номер один. Формально ограничение его полномочий имеет место, но пока что это — легенда учений, а не настоящая война. Но учения ведь для того и проводят, чтобы войны не было.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59