Меню

«Новый Храм должен стать украшением города». Настоятель Никольской церкви рассказал о планах прихода

СМОЛЕВИЧИ. Отец Николай служит в Никольской церкви в Смолевичах. Сейчас, как могли заметить горожане, там идут строительные работы. Поговорили с батюшкой о его служении, о том, кто сейчас ходит в церковь, о его отношении к смерти и мечте построить Храм, который станет украшением города.

Путь к Богу

Расскажите о себе, когда вы пришли к Богу?

– К Богу я пришел в 18 лет. Двоюродный брат моей бабушки был архиепископом Пинским и Лунинецким. Я был знаком с ним с детства, но к церкви не проявлял особого интереса. Потом познакомился с одним из его помощников, начали общаться, я и заинтересовался православием. Через год решил поехать пожить к нему в Пинск. Там и принял решение пойти учиться в семинарию.

– Как знакомые отнеслись к вашему решению?

– В понимании моих друзей было как, если человек пошел в церковь, значит, у него кто-то умер или родной тяжело болеет. У друзей моих было легкое недоумение, некоторые – были в шоке.

Не отговаривали?

– Отговаривали, конечно, шутили, что меня «по голове ударили», завербовали как-нибудь. Но я сам по себе слабовнушаемый человек.

«Меня подкупило, что Храм – Никольский, а я сам – Николай»

Когда вы пришли служить в Никольский Храм?

– Изначально меня отправили служить в Смиловичи, где я пробыл почти два года. Потом по совместительству по будним дням я служил в Смиловичах, а по воскресным – в Слободе (Первомайской). После смерти отца Александра Курко мне предложили перейти в Храм Святителя Николая Чудотворца в Смолевичах. Меня подкупило, что Храм – Никольский, а я сам – Николай. Потом начал изучать историю Храма, оказалось, что первое упоминание о приходе было в 1508 году. Святитель Николай Чудотворец – мой небесный покровитель, и я понял, что это знак, и мне надо здесь быть.

– Сейчас идут подготовительные работы перед реконструкцией Храма?

– Когда я приехал сюда, часть постройки уже была снесена. На этом месте отец Александр хотел построить новый Храм. Я посоветовался с архитектором и стало понятно, что нужно укреплять стену, чтобы копать котлован под новый Храм. Это было бы очень нецелесообразно и дорого. Примерно месяц ходил, измерял, ночами не спал, размышлял, какое решение принять. Подумал, что сразу можно построить причтовый дом, где будут воскресная школа, помещение для дежурного, крохотная кухонька. А еще возвести маленький домовой Храм для небольшого количества людей и перейти в него служить, а ту часть, где сейчас идет служба, – снести, изменить привязку к местности. Хочется здание Храма немного выдвинуть вперед. Он должен быть виден издалека, быть украшением города.

Храм строить интересно и не каждому дано. Это очень трудно: в обычной жизни на шаг вперед продумаешь, что тебе надо делать, а тут на пять шагов в разных направлениях все нужно предусмотреть. 

Вас не смутило, что раньше здесь были застенки, где держали заключенных?

– Здесь раньше была КПЗ, куда сажали людей на сутки, в этом ничего страшного нет. Ходили слухи, что кого-то здесь расстреливали, есть захоронения, но историки сказали, что в этом месте ничего не установлено. Да и кто возле здания милиции будет закапывать расстрелянных? Здесь был Храм более шести веков. Раньше возле него хоронили местную знать и духовенство. С течением времени захоронения терялись, перезахоранивались.

Есть страничка в инстаграм и группа в вайбере

Людей в храмы стало меньше ходить?

– В одно из последних воскресений пришло 5-7 новых людей на службу. Когда была пандемия, первое время храмы были пустые. Сейчас лето – сезон огородов. Кто-то на дачу поехал, кто-то – в отпуск. В деревенских храмах людей прибывает, в городских – убывает. Уже после Рождества Божьей Матери, 21 сентября, в городских храмах людей станет больше.

Прихожане Никольского Храма, в основном, пожилые люди?

– К нам приходят люди разного возраста: семьи с детьми, бабушки, дедушки. Больше людей у нас сейчас и не поместится. В воскресенье обычно много прихожан. В будние дни – гораздо меньше, хотелось бы больше.

Как у Храма появилась страничка в Инстаграм и кто ее ведет?

– Ведет один из наших прихожан, который недавно переехал жить в Смолевичи. Он и предложил ее завести. Я лишь корректирую некоторые моменты и веду рубрику «Задай вопрос священнику!». Еще у нас есть в Вайбере группа.

Когда детей можно к вере приводить, рассказывать о Боге?

– О Боге надо рассказывать всегда. Мои родители нейтрально относились к вере. Кто-то в детстве приходит к Богу, кто-то – в более позднем возрасте. Знаю многих людей, которые в детстве и юношестве воспитывались в атеистическом и даже богоборческом обществе, а сейчас пришли к Богу. У каждого человека свой путь. Каждого Господь призывает по-своему.

«Каждому свое. Кому-то дано монашество, кому-то нужно жениться»

– Не думали о монашестве?

– Думал. Меня впечатлил Владыка Вениамин. Я тогда в Пинск приехал в 2008 году. Пограничники возили икону Божьей Матери Жировичской вокруг белорусской границы, а Пинск – город приграничный, и туда ее привезли. Владыка Вениамин в то время был наместником Жировичского монастыря и возглавлял этот крестный ход. О монашестве я слышал ранее, но тогда впервые увидел монахов и был очень впечатлен. Когда приехал в Жировичский монастырь, удивлялся, как это обычный человек, здравомыслящий, с высшим образованием, уходит из этого мира и отрекается от всего, от простых бытовых вещей. Он может себе это позволить, но сознательно себя ограничивает.

Вы к этому не были готовы?

– Я долго размышлял. Но… Каждому свое. Кому-то дано монашество, кому-то  нужно жениться.

Почему священнослужители носят бороду?

– В подражание Спасителю. Ведь Христос тоже носил бороду.

«Представляете в какой ситуации находится человек, если идет красть в храм»

Служение для вас – это работа или что-то большее?

– Это смысл моей жизни. Наш храм 2 раза грабили: перед Пасхой и перед Радоницей. Первый раз мы к этому спокойно отнеслись, а второй раз здесь все разворотили, окна выломали. Мы потом заделывали, восстанавливали. Все, что удалось собрать на пожертвования, потратили на систему видеонаблюдения, чтобы себя обезопасить. Утром проснешься, первым делом не соцсети проверяешь, как другие люди, а смотришь в телефон и проверяешь камеры.  Иногда и ночью просыпаюсь. Брать то особо в церкви нечего. Тогда украли ящичек для пожертвований. Но, как сказал следователь, когда человеку на бутылку надо – это уже деньги. Они и икону могут украсть. А потом ходить, продавать ее и плакать, что это бабушкина икона, жизнь заставила, что только из тюрьмы вышли, бедные, обездоленные.

Вы жалеете таких людей?

– Жалею, представляете в какой ситуации находится человек, если идет красть в храм. Он теряет свои последние моральные качества, переступая через все границы и идя на сделку со своей совестью.

Вы боитесь смерти?

– Священник со смертью часто встречается. Я провожу отпевания и в больницу хожу соборовать в реанимации людей. По-человечески я понимаю, что это неизбежно. С другой точки зрения смерть – это когда душа и тело расстаются, тело истлевает. Но мы знаем, что Господь нас всех воскресит. Нужно бояться не смерти, а того, как мы проживаем эту жизнь, что мы сделали хорошего в ней.

Как-то пришел один раз на отпевание, мужчине сорока еще не было.  Он вернулся с работы, сел покушать, поперхнулся, не успели оказать вовремя помощь. Настолько неожиданная смерть.

Еще тяжело отпевать младенцев, подростков. Потом неделю сам не свой ходишь. Особенно младенцев, всех по именам помню.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59