Меню

Смолевичская прокуратура напоминает об ответственности за организацию и проведение массовых мероприятий

В преддверии важнейшего общественно-политического события – 26.01.2025 выборы Президента Республики Беларусь, реализуя свои права и свободы, нельзя забывать и нормах права. В связи с этим, необходимым является обратить внимание общественности на соблюдение отдельных аспектов законодательства.

         В соответствии с Законом республики Беларусь «О массовых мероприятиях» — собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия проводятся исключительно на основании разрешительного принципа.

         Получение соответствующего разрешения на проведение массового мероприятия осуществляется местными исполнителями и распорядительными органами, а в г. Минске — Минским городским исполнительным комитетом.

         Прокуратура напоминает, что даже путем получения разрешения в установленном порядке, организаторам и участникам массового мероприятия запрещается:

         — чинить препятствия движению транспортных средств и пешеходов, помехи для бесперебойного функционирования организаций;

         — устанавливать палатки, иные временные сооружения;

         — воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей;

         — иметь при себе любое оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия, а также алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво;

         — скрывать свои лица, в том числе с использованием масок, иных предметов и средств для затруднения установления личности;

         — участвовать в массовой мероприятии в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

         Запрещено также создавать угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей, нарушать общественный порядок, осуществлять экстремистскую деятельность, в том числе путем призывов и пропаганды. 

Нарушение правил организации и проведения массовых мероприятий влечет наступление ответственности – административной или уголовной.

В частности, за несоблюдение порядка организации или проведения массовых мероприятий, а равно публичные призывы к этим действиям наступает административная ответственность по ч.1 ст.24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Указанная норма предусматривает взыскания в виде штрафа в размере до 100 базовых величин, общественных работ или административного ареста.

Организаторы незаконных митингов, шествий несут ответственность по ч.2 ст.24.23 КоАП, где санкция строже – штраф до 150 базовых величин, общественные работы или арест (для физических лиц), штраф до 200 базовых величин (для юридических лиц, организовавших мероприятие).

Неоднократные нарушения порядка организации или проведения массовых мероприятий, а равно публичные призывы к этому влекут уголовную ответственность по ст.342-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) с наказанием вплоть до 3 лет лишения свободы.

Организация или активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, влечет ответственность по ст.342 УК, предусматривающей наказание до 4 лет лишения свободы.

Незаконные массовые мероприятия, которые сопровождаются насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, квалифицируются по ст.293 УК как массовые беспорядки. Их организация влечет наказание до 15 лет лишения свободы, а участие в них – до 8 лет лишения свободы.

В качестве массовых беспорядков расцениваются действия, в том числе связанные с возведением баррикад, использованием предметов, обладающих значительной травмирующей силой (палки, камни, бутылки, пиротехнические изделия и прочие), для оказания сопротивления органам правопорядка, пресекающим такие противоправные действия.

Посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных и иных государственных органов представляют наибольшую общественную опасность и влекут наиболее строгую ответственность. Это обусловлено не только необходимостью защиты их личной безопасности, но и обеспечения правомерной деятельности по охране общественного порядка.

При проведении массовых мероприятий требования сотрудников милиции, военнослужащих, иных представителей власти должны быть исполнены незамедлительно и беспрекословно.

В соответствии со статьей 24.3 КоАП неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Сопротивление, то есть активное противодействие сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения, является тяжким преступлением и по ч.2 ст.363 УК влечет наказание до 7 лет лишения свободы.

Даже угроза ударить сотрудника милиции при выполнении им обязанностей по охране общественного порядка образует состав тяжкого преступления, предусмотренного ч.2 ст.363 УК.

Если в результате применения насилия наступили тяжкие последствия, уголовная ответственность еще строже – вплоть до смертной казни за убийство сотрудника органов внутренних дел.

Следует также отметить, что даже если в намерения организаторов незаконных массовых мероприятий не входило создание угроз общественной безопасности, но в ходе таких мероприятий погиб человек, кому-либо причинены тяжкие телесные повреждения или материальный ущерб в крупном размере, наступает ответственность по ст.369-3 УК, предусматривающей наказание до 5 лет лишения свободы. Ответственность по этой статье УК также установлена за публичные призывы и вовлечение других лиц в проведение незаконных массовых мероприятий, повлекших указанные тяжкие последствия.

Помимо административной и уголовной ответственности любое лицо, причинившее материальный ущерб гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязано возместить его в полном объеме.

Организованные во многих странах беспорядки были среди прочего в значительной степени вызваны распространением недостоверной информации (фейков) и призывов к незаконным действиям в сети Интернет.

В Беларуси налажена системная работа по эффективному выявлению деструктивных ресурсов и изданий. Актуальная версия Республиканского списка экстремистских материалов размещена на сайте Министерства информации.

Практика показала, что в незаконную деятельность организаторы активно вовлекают несовершеннолетних граждан. В силу своего возраста и несформировавшейся жизненной позиции именно несовершеннолетние могут быть подвержены неблагоприятному влиянию со стороны.

Уголовная и административная ответственность граждан, как правило, наступает с 16 лет.

За совершение ряда правонарушений и преступлений ответственность предусмотрена с 14 лет.

Если подросток ко дню совершения противоправного деяния не достиг указанного возраста, отвечать за его действия будут родители и иные законные представители.

Подлежат привлечению к ответственности и те, кто вовлек несовершеннолетнего в антиобщественное поведение или преступление (ст.19.4 КоАП и ст.172 УК соответственно).

Причем ответственность за соучастие в совершении любого преступления наступает по той же статье УК, что и для его непосредственного исполнителя.

Высокая правовая культура, взаимное уважение прав и свобод позволят обеспечить законность и правопорядок в период предстоящей избирательной кампании, будут способствовать дальнейшему поступательному развитию белорусского государства.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59