«Заякорить» будущих инженеров: политолог рассказал о задаче Центра технического творчества

В мире происходит новая индустриализация, и те страны, которые не имеют сырья, производства, энергоемкой промышленности и научной школы, следующие 20-30 лет будут работать донорами для других государств. Что означает потерять технологический суверенитет и попасть под внешнее управление, разбирался Андрей Лазуткин.
Можно заметить, что нефтяные государства ОПЕК сегодня активно инвестируют в ИТ-сектор, американцы занимаются микросхемами и космосом, возвращая к себе производство. Китай успешен практически во всем, но особенно — в новых материалах и электронике, Россия вкладывает в энергетику, ядерные технологии и ВПК. А исследования искусственного интеллекта (сейчас его пытаются адаптировать под промышленные задачи подряд, но что-то работает, а что-то нет) могут вестись только там, где есть профицит электроэнергии и дешевое электричество.

И если сравнивать Беларусь не с глобальными технологическими монстрами, а со странами Восточной, Центральной и Южной Европы, то сегодня мы имеем, пожалуй, лучшую перспективу остаться промышленно развитым государством. Для сравнения, Польша не имеет атомной программы, весь «восточный фланг» не имеет дешевых энергоресурсов, а сверх этого ЕС толкает их к милитаризации, то есть к перераспределению ресурсов от мира к войне. Мы же защищены как ядерным оружием, так и в плане энергетической безопасности.
В таких условиях система образования Беларуси решает несколько прикладных задач.
Первая — закрытие потребностей производства и сектора услуг по рабочим специальностям. Сегодня 50% выпускников после 9 класса уходят в ссузы, потому что видят возможность оперативно получить профессию, быстро заработать деньги, создать старт для семьи. Дальше государство дает такому человеку целевое направление, льготный кредит на недвижимость или арендное жилье — и получает закрепление кадров и высокую занятость среди молодежи. Для сравнения, ЕС при большом количестве безработных молодых людей импортирует рабочую силу, чем создает массу проблем.
Вторая задача — профилизация тех, кто остается в школе после 9 класса. Их необходимо мотивировать для поступления в вуз на конкретную (желательно – целевую) специальность. Много лет у нас была ненормальная ситуация «поступлю куда пройду». На платное проходили в любом случае, работали, где придется, а система образования тратила ресурс на подготовку специалистов (в случае платной учебы в госвузе государство все равно несет затраты около 50%). При этом кадры из плана приема вообще не попадали в необходимый государству сектор.

Сейчас же центры технического творчества, например, в части БПЛА и робототехники, выступают инструментом профориентации. Они должны с младших классов прививать интерес к перспективному направлению в промышленности и желание учиться и работать в определенном техническом поле. Попав в вуз, а потом на производство, выпускник центра, как минимум, будет знать конструкторские программы и уметь работать с 3д-принтером.
Но самое главное (и это третья задача), которая успешно решена — это выключение «пылесоса айти». На пике рынка ИТ забирала лучшие кадры как из вузов (преподавателей и студентов), так и из реального сектора (например, для простых позиций, типа тестировщика, где были легче условия труда при сопоставимой ЗП), а также всех гуманитариев со знанием языка. В итоге получалось, что при любом увеличении набора на любую специальность кадры все равно вымывались в ИТ. В таких условиях невозможно было вырастить будущих инженеров — сколько ни набирай в вузы для промышленности, они все равно будут оказываться в ИТ.
Поэтому Центр технического творчества (для младшего возраста) — это первая ступенька для поступления в Национальный детский технопарк (для старших классов). А Национальный детский технопарк работает строго по тем программам исследования, которые ему заказывают белорусские предприятия. Кроме того, в технопарке есть элементы воспитания и дисциплины: от уборки комнат и коллективных задач до встреч со спикерами.

Главное здесь — не создать привилегированную касту, когда благами пользуется узкая группа детей. Наоборот, нужно провести через центры и технопарки как можно больше участников. А также, как говорил Президент во время посещения Центра технического творчества, необходимо оставить талантливую молодежь в стране, а не отдать иностранным организациям и структурам, фактически, подарив им плоды нашего труда.
Самое простое — это административный контроль. Образно говоря, надо фильтровать международные мероприятия и не допускать участия в них талантливых детей «через голову». И при этом нужно административно создавать выгодные условия для работы в стране. У нас бесплатная медицина и образование, поддержка молодых семей, комфортная русскоговорящая среда, нормальная инфраструктура и высокая безопасность, в стране остаются друзья, родители, единомышленники, недвижимость – все это надо использовать как косвенные факторы закрепления или «заякорения» будущих инженеров.