Она родилась в «Разгроме». Дочь партизанских связных встретилась с учениками Кленникской школы

КЛЕННИК, Курганский сельсовет. В День народного единства у учеников Кленникской школы состоялась особенная встреча, наполненная теплом, памятью и слезами благодарности. В родную школу приехала Лилия Иосифовна Никонович — жительница Борисова, родившаяся 81 год назад в партизанской землянке бригады «Разгром». Она приехала, чтобы поклониться памяти тех, кто покоится на партизанском кладбище, и поделиться историей своей семьи с учениками и педагогами.

Организатором встречи выступил военный комиссар Смолевичского района и города Жодино Юрий Шерстень. По памятным местам гостей сопровождали председатель Смолевичского районного Совета депутатов Марина Клюева и председатель Курганского сельисполкома Александр Коршун.

Активисты школы подготовили для гостей трогательный урок, посвященный Дню народного единства.

Звучали стихи и песни, а Лилия Иосифовна и ее сестра Ольга, приехавшая вместе с ней, не могли сдержать слез. Самым проникновенным моментом стал рассказ Лилии Иосифовны о жизни ее семьи и передача старинных фотографий в школьный музей партизанской бригады «Разгром».

— У меня есть девиз: вперед и вверх. И я хочу передать его вам. Низкий поклон вам, дети, а также педагогам и организаторам этой встречи. Здесь, на этом месте, должна быть моя мама — ваша землячка Анна Никонович, уроженка Кленника, участница Великой Отечественной войны, связная бригады “Разгром”. Мама была приговорена к повешению, но ей помог мужчина, внедренный партизанами в Смолевичскую комендатуру. Он помог ей уйти. Если бы здесь были мои старшие сестры Ольга и Маргарита, они бы рассказали, как пешком ходили в Борисов и Смолевичи, добывая сведения для партизан, не щадя сил ради нашей общей Победы.

Анна Никонович была супругой пропавшего без вести в годы войны, ранее репрессированного белорусского писателя Миколы Никоновича. Когда стали образовываться партизанские отряды, она, имея двух дочерей, стала связной, позднее ушла в лагерь. Через некоторое время она вышла замуж во второй раз — за партизанского связного, уроженца деревни Асташонки Иосифа Гуриновича. У него было двое сыновей, которые стали для Анны родными. От второго брака у супругов родились дочери Лилия и Мария: Лилия — в 1941 году, в партизанской землянке, а Мария — уже в мирное время, в 1948 году.
— Мама рассказывала, что когда началась блокада, мне было несколько месяцев, и она не рискнула уходить в болота с остальными, а осталась в “Разгроме”. С нами была и старшая сестра Маргарита. Немцы ходили рядом, но, говорили, я даже не пикнула. А средняя сестра провела полтора суток в болоте вместе с остальными, и потом всю жизнь мучилась от язв на ногах.

После войны Маргарита вышла замуж за начальника штаба бригады «Разгром» — майора Василия Дручкова, который всю жизнь помогал семье жены. Сводные братья занимали хорошие должности, и отношения между ними и сестрами были очень теплыми.

Анна Никонович после войны работала на Борисовской фабрике «Пианино», где трудилось множество ветеранов. Среди них — уроженец Кленника Михаил Кудин, пришедший в «Разгром» 17-летним мальчишкой и ставший директором фабрики.

— Ветераны часто бывали в нашем доме, — вспоминала Лилия Иосифовна. — Мама умерла в возрасте 88 лет. Каждый День Победы был для нашей семьи самым важным праздником, но всегда со слезами и даже с рыданиями, с воспоминаниями о тех, с кем ее жизнь была связана в “Разгроме”.

— Не забывайте, дети, что сегодняшняя жизнь добыта кровью, болью и каждой клеточкой тех, кто боролся за нашу такую солнечную, мирную и спокойную жизнь.
После беседы гостей пригласили на школьный обед, а затем вместе со школьниками они поехали возложить цветы на партизанское кладбище.

Это была по-настоящему трогательная встреча. Дети просили гостью разрешения обнять ее, дарили цветы.


— Я стою перед вами и думаю, чем заслужила такую честь — быть здесь, перед вами. И запомню каждую секунду сегодняшнего дня и буду помнить до конца своей жизни», — сказала, растрогавшись, Лилия Иосифовна.



Рекомендуем

