Супружеская пара написала книгу деревне Верх-Озеро и семи поколениях ее жителей
ВЕРХ-ОЗЕРО, Плисский сельсовет. Раиса КУЛИНКОВИЧ родилась в деревне Верх-Озеро. О своей малой родине и ее жителях может рассказать немало. С мужем долго изучали историю населенного пункта.
– Сначала в этих местах никто не жил, а потом с хуторов начали переселяться семьи, – говорит Раиса Андреевна. – Первыми переехали Кулинковичи, Гнет и Кулинчик. Деревня была небольшая.
В 1897 году насчитывалось 6 дворов. А в начале XX века – 9 дворов и 135 человек. У всех было много детей. В основном жили семьи с фамилией Кулинкович. Потом появился Лях из Искры – женился на местной девушке, потом Лабченок из Липок и Ераховец. Были времена, когда в деревне насчитывалось больше 20 дворов.
– Когда мне было лет 8, в деревне проживало много людей. В каждом доме – по 5–7 человек, – рассказывает Раиса Кулинкович. – В войну нашу деревню не сожгли, так как все мужики работали на железной дороге. На войне был мой отец Андрей Кулинкович и Кузьма Гнет. Остальных не забрали – была бронь.
Женщина мысленно возвращается к военным годам. Ее отец, когда ушел на фронт, не знал, что у него родилась дочь. С детьми остались мама и бабушка.
– Всю войну сидели здесь голодные, холодные, – вспоминает собеседница. – Я, например, помню, как у брата опухли ноги. Вызвали врача, он его пожалел: написал записку и сказал отвезти в Смолевичи в больницу. Мол, пока там разберутся, хоть покормят. Когда мама пришла к нему в больницу, Миша собирал в столовой кусочки хлеба и через приоткрытую дверь передал ей и сказал: «Неси Рае». Мне сейчас 82-й год, и я это помню.
После войны женщины трудились в колхозе «Дружба», мужчины – на железной дороге.
– Мы ходили в Плисскую школу, она двухэтажная была, всю войну простояла, – говорит уроженка деревни Верх-Озеро. – До 4-го класса ходила босиком, не было обуви. Я очень хорошо запомнила, как в третьем классе Татьяна Клыпова, наша учительница, когда пошел снег, сказала нам: «Дети, кто босиком, бегите домой». И я запомнила, как бежала, оглядывалась, а на снегу следы оставались.
О своей деревне супруги Кулинкович написали книгу, где рассказали о семи поколениях, проживавших в Верх-Озере.