Святые земли Смолевичской: духовное наследие и вера, которая не меркнет

СМОЛЕВИЧИ. Некоторым белорусским святым, таким как преподобная Евфросиния Полоцкая, молитвы возносились столетиями. А кто-то из подвижников, пострадавших за веру Христову в XX веке, был канонизирован относительно недавно. Все святые Беларуси оставили яркий след в церковной и духовной жизни страны, в ее истории. Немногие знают, что и на нашей Смолевичской земле есть свои местночтимые святые, их у нас три. Они имеют отношение к храму святителя Николая Чудотворца, который расположен на улице Социалистической.

Орган и образ Божией Матери с серебряными коронами
Прежде, чем начать рассказ о святых мучениках, вспомним историю создания смолевичской церкви.
В начале XVI века известный опекун и защитник православия на Беларуси князь Константин Острожский, который прославился в битве с татарами, построил в Смолевичах православную церковь. Он наделил ее землей, возвел дом для священника, обязал местных прихожан материально поддерживать построенный храм.
Сохранилось описание Свято-Николаевской церкви конца XVIII – начала XIX века. Оно свидетельствует, что в это время в Смолевичах все еще существовал храм, построенный Острожским. Он был деревянный, покрытый гонтом, его украшали три купола. В нем был орган, в большом алтаре находился образ Божией Матери с двумя серебряными коронами.

Свято-Николаевский храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. В начале XX века он находился в плачевном состоянии. В книге «Мінская даўніна» говорилось, что в 1909 году поднялся вопрос о сносе трухлявого деревянного здания и строительстве новой каменной церкви. Но революционные события 1917 года привели к разрушению приходской жизни. В 1930-е годы церковь закрыли, а потом разрушили, и на ее месте было построено здание милиции. В годы Великой Отечественной войны церковь вновь открылась, а в 1950 году ее снова закрыли.

В середине 90-х годов XX века Свято-Николаевская церковь возобновила свою деятельность в маленьком деревянном доме, который на тот момент не мог вместить всех прихожан.

Жизнь в служении Богу
Владимир Зубкович родился 26 марта 1863 года в д. Смолевичи. В 1885 году получил диплом об окончании Минской семинарии и начал работать в акцизном ведомстве – учреждении, которое отвечало за взимание сборов. В 1887 году его назначили псаломщиком церкви в д. Старице недалеко от Минска. Через год рукоположили в диакона, а вскоре – в священника. Отец Владимир начал служение в приходе Никольской церкви под Минском, однако спустя полгода попросил перевести его в Смолевичи в приход, где служил отец.


В скором времени молодой священник пережил большую потерю: скончалась супруга. Он больше не женился и всю свою жизнь посвятил служению Богу. Оставшись один, отец Владимир решил продолжить учиться и отправился в Петербург, чтобы поступить в духовную академию в качестве вольнослушателя. Однако по указу местных церковных властей прием вольнослушателей был тогда приостановлен.
Вернувшись домой, он получил новую должность в благочинническом совете Борисовского уезда, где спустя три года его назначили наблюдателем церковно-приходских школ. В 1900 году он преподавал Закон Божий в Минском женском училище. Через год вновь вернулся на родину.
Однако церковная администрация очень нуждалась в таких людях, как отец Владимир. С 1907 года он работал помощником инспектора в Минской духовной семинарии. Кроме того, занимался благотворительностью, исполнял обязанности казначея и принимал участие в работе исторического церковного музея. За многочисленные заслуги во всех этих сферах в 1909 году его наградили наперсным крестом.

Продолжал тайно крестить детей
Самоотверженное служение привело к сильному ухудшению здоровья отца Владимира. С приходом большевиков священник вернулся домой, в Смолевичи, где стал настоятелем церкви святителя Николая и служил до тех пор, пока в 1930-е за него всерьез не взялись представители НКВД. Начались вызовы, допросы, угрозы. В 1935 году Никольская церковь была закрыта. Однако священник продолжал тайно крестить детей.
В 1937 году отца Владимира Зубковича арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Как и многие священники, он был хорошо знаком с епископом Филаретом (Раменским), который, по мнению большевиков, возглавлял антисоветскую организацию. Обвиняемый ни в чем не признался и никого не оговорил. 31 января 1938 года смертный приговор через расстрел был приведен в исполнение. Священномученик Владимир закончил свой земной путь и стал новой звездой в многочисленном небесном соборе новомучеников и исповедников Русской церкви. В 1999 году он был причислен к лику местночтимых святых Белорусской православной церковью.

Духовный рост – в служении ближним
21 января Церковь вспоминает священномученика Димитрия Плышевского. Будущий пресвитер Минской епархии родился в селе Дубинец Пинского уезда. Мальчик появился на свет в семье отца Иоанна Плышевского и принадлежал династии священнослужителей. Поэтому перед юношей был открыт привычный и понятный жизненный путь: семинария, рукоположение, служение.
Учебу в Минской духовной семинарии Дмитрий успешно окончил в 1905 году, женился. Вскоре последовало рукоположение. Служил в храмах Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Острожанке, великомученика Георгия в селе Лядец, церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Омговичи.

С крестом на груди
В 1917 году отца Димитрия перевели в церковь села Узляны. Там он и переживал революционные годы и принявшую массовый характер травлю православных христиан. Был арестован в Узлянах в 1930 году за неуплату высокого, непосильного налога на храм. Он провел в тюрьме несколько недель. Как и первых христиан-мучеников, отца Димитрия избивали, заставляя снять крест. Вернулся он домой практически без зубов, но с крестом на груди…
Вскоре церковь в Узлянах закрыли, как и многие храмы в тогдашней Беларуси. Отец Димитрий после этого служил вторым священником в Свято-Николаевском храме в Смолевичах.

Служение он считал своим призванием. Это был истинный пастырь с редкой самоотдачей. Не только в храме, но в повседневной жизни ходил он в подряснике, невзирая на то, что это было небезопасно.
26 сентября 1937 года отец Димитрий снова был арестован. Его обвиняли в участии «в контрреволюционной повстанческой шпионской организации». Отец Димитрий давал читать знакомым жития святых, властями они приравнивались к антисоветской литературе. Поводом для лишения свободы стало и знакомство отца Димитрия с епископом Филаретом (Раменским), находившимся тогда в тюрьме НКВД.
Отец Димитрий был арестован вместе с прихожанами смолевичской церкви Адамом Попковичем, жителем деревни Николаевичи Заболотского сельского Совета, Григорием Розумом из деревни Черниковщины и Родионом Якубицким из Смолевичей. Они составляли церковный совет, что и стало поводом для ареста. Каждого приговорили к десяти годам в концлагере.
19 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Белорусской ССР был вынесен смертный приговор священнику Димитрию Плышевскому. Его расстреляли в Минске в праздник Крещения Господня 19 января 1938 года. Место захоронения отца Димитрия найти невозможно – он погребен в общей безвестной могиле.
28 октября 1999 года Синодом Белорусской православной церкви священномученик Димитрий Плышевский был прославлен в лике местночтимых святых.
Не два, а три
Общаясь с отцом Николаем, узнали об уникальности Никольской церкви: здесь служили не два, а три священномученика. Речь идет также и о Леониде Бирюковиче. Он 36 лет был настоятелем церкви Успения Божией Матери с. Бродец. Был в его судьбе недолгий период, связанный со Смолевичами. После окончания Минской духовной семинарии его назначили псаломщиком Никольской церкви. В Смолевичском приходе Леонид прослужил при настоятельстве священника Владимира Зубковича три года. Как и других борцов за веру, его расстреляли 25 августа 1937 года, но своим взглядам он не изменил и сохранил верность Богу.

«Конечно, есть общие почитаемые святые во всем христианском мире – например, Николай Чудотворец, чье имя носит наш храм, – говорит отец Николай. – Но важно помнить, что духовной опорой для народа продолжают оставаться наши покровители, патриоты земли, где родились, совершали подвиги и освятили эту землю своей жизнью и трудами. Они несли здесь служение, любили это место, заботились о своих прихожанах, своей пастве, поэтому они слышат наши молитвы и несут о нас особое попечение».
Рекомендуем


