Реставратор автомобилей и водитель-спасатель рассказал о съемке в кино и работе в РОЧС
СМОЛЕВИЧИ. В свои 22 он уже многое успел: окончил школу и лицей, причем последний – с отличием, получил специальность водителя-международника, стал частью команды профессионалов, занимающихся реставрацией старых автомобилей, и даже снялся в кино. Знакомьтесь: гость сегодняшнего интервью – Андрей БЕЛАН.
Парень работает водителем первой смены пожарной аварийно-спасательной части №1 Смолевичского районного отдела по чрезвычайным ситуациям, учится на факультете технического сервиса БГАТУ, свободное время посвящает охоте, рыбалке, «пропадает» в гараже, помогает родителям с сельскими хлопотами и мечтает о собственном доме в деревне.
– Андрей, где прошло ваше детство?
– Родился и вырос в Кривой Березе, в школу в Курково ходил, 11 классов окончил. В это время активно занимался спортом (легкой атлетикой: бегом, прыжками, метанием, а еще стрельбой), ездил на соревнования. В районе, кстати, почти всегда первые места занимал. В областных состязаниях результаты были разными.
– Почему после школы пошли в лицей, а не в университет?
– На тот момент я считал, что высшее образование мне не нужно, поэтому подал документы в Смолевичский лицей. Одним из плюсов такого выбора видел бесплатное получение водительского удостоверения. Учиться нужно было всего 1,3 года, а на выходе я получал и права, и перспективную специальность.
– Поступление в аграрный вуз – хорошо обдуманное решение?
– Считаю, что высшее образование должно быть полезно, а не просто, «чтобы было». Идти учиться на юриста или экономиста ради диплома я не хотел. Поэтому выбрал то, что мне нравится. Машины и все, что с ними связано, – моя тема, отсюда и факультет технического сервиса АПК. Первый курс – почти за плечами.
– Как возникло желание пойти работать в РОЧС?
– Я, как и все мальчишки, в детстве мечтал стать пожарным. И мне удалось исполнить свою мечту.
– Родители поддержали ваш выбор?
– Да, не отговаривали.
– С какими сложностями столкнулись на службе?
– Как только устроился, месяц проходил обучение в Гомеле. Бойцы, кстати, учатся дольше – специфика. Самым сложным для меня оказались масштабы автомобиля. В лицее мы ездили в основном на «газонах», а здесь машины побольше. В перечень обязанностей старшего водителя – сразу работал на этой должности – входит доставка автомобиля на техосмотр в столицу, в наше управление. Помню, как мне дали ЗИЛ и отправили в Минск. Права у меня тогда были всего год, и ездил я в основном на легковом автомобиле. А тут ЗИЛ и столичное движение… Переживал, конечно. Но все прошло хорошо. Возвращался уже без страха. Позже «переквалифицировался» из старшего водителя в «простого».
– Какие эмоции испытали, впервые выехав на пожар?
– Самый первый пожар на моем дежурстве случился, как сейчас помню, 9 мая, на День Победы. Мы поехали в сторону Червеня. И пусть были 6-й или 7-й машиной, это был такой адреналин, не передать. Но с течением времени чувства притупляются, работает только разум. Сейчас я знаю: для того, чтобы все получилось, надо быть спокойным и качественно выполнять свою работу.
– Как давно увлекаетесь техникой, ее ремонтом, реставрацией?
– Еще со школы. Когда мы познакомились с реставратором Андреем Шишкиным, настоящим профессионалом в этом деле, много времени с отцом проводили в гараже. В основном ремонтировали мотоциклы. Был в нашей «коллекции» и «Днепр». Для тех, кто не особо разбирается в технике, он такой же, как военный. Поэтому мы решили покрасить его в зеленый цвет и на День Победы прокатиться на нем по окрестностям, поздравить земляков. Флаг советский на него установили, игрушечный пулемет Дегтярева повесили – специально для этого заказывали – и поехали. Встретили Андрея. Он посмотрел на нас, указал на ошибки, дал дельные советы и позвал к себе в команду. У ребят машины были настоящие, форма красивая, оружие. Они участвовали в митингах на 9 Мая. Так наша дружба и завязалась. Когда взялись доводить до ума свой «Днепр», Андрей увидел, что мы хорошо разбираемся в технике, и доверил нам ГАЗ-67, за рулем которого я был в этом году на торжестве ко Дню Победы в Усяже. На этой же машине и участвовал в киносъемках.
– Как вы попали в кино?
– Когда мы занялись восстановлением ГАЗ-67, стало известно, что машина должна быть готова через 2 недели: она нужна для съемок фильма. Это был тот еще челлендж. Но мы успели. Фильм, для которого ее готовили, – российская военная драма «Топор. 1943» режиссера Вадима Островского, в главной роли – Андрей Смоляков. Там еще снимались Борис Галкин, Дмитрий Шевченко, Александр Голубев и другие знаменитости. Мне предстояло сыграть роль водителя. Выбор пал на меня, потому что, по словам Андрея, я хорошо знал машину и в случае поломки мог устранить любую неисправность.
– Как все прошло? Поделитесь впечатлениями…
– Мы катались по всей Минской области, шли съемки разных локаций. Каждый вечер техника возвращалась в Минск, а я уезжал домой, утром возвращался. В то время еще в лицее учился, лето стояло, были каникулы. Я сыграл водителя Шевченко. Переживал не за себя, а за машину. И она однажды заставила меня понервничать. Режиссер, говорит: «Сейчас будем делать кадр», актеры заняли места, приготовились, а автомобиль не заводится… Я просто бурю эмоций испытал. Взял кривой стартер и стал исправлять ситуацию. Дмитрий Шевченко поддержал. Сказал, мол, не переживай, техника старая – все нормально. В общем, все время был как на иголках. Машина ведь 40-х годов, и случиться могло что угодно. А вообще, интересно было.
– Как часто меняете форму спасателя на военную?
– Военная форма – обязательный атрибут для участия в мероприятиях ко Дню Победы и Дню Независимости. По этим торжественным случаям и надеваю. Свою первую военную форму я купил как раз к 9 Мая: для выезда с отцом на нашем «отреставрированном» «Днепре». Я тогда еще в школе учился. Заказал в интернете на каком-то сайте. Пришла она на почту посылкой. Я на перемене сбегал и забрал. В школе и примерил, не мог удержаться. Сейчас у меня другая, посимпатичнее (смеется).
– Чем еще, кроме автомобилей, увлекаетесь?
– Охотой. Правда, пока еще зверя не добыл, все впереди. С детства рыбалку люблю. И зимняя нравится, и летняя. Летом на Смолевичском водохранилище рыбачу, зимой на Каменку езжу. Еще одно увлечение – мотоциклы.
– Часто ли в Кривой Березе бываете? Как относитесь к сельским заботам?
– Сейчас живу в Смолевичах. Но в деревню наведываюсь регулярно. Там родители. Стараюсь помочь. И картошку посадить, и что-то еще – мне не сложно. К работе нормально отношусь.
– Где хотели бы жить в будущем?
– Честно: точно не в городе. Это вообще не мое. А вот дом в деревне – самое то. Хочешь шашлык пожарить, машины починить, поработать – пожалуйста, ни в чем себе не отказывай. Свой дом есть свой дом.