Из Афгана — в прорабы. Узнали, как сельская закалка помогла выжить в боевых условиях
Для Николая КУПРЕЙЧИКА выпускной вальс 1985-го стал последним аккордом мирной жизни. Уже через восемь месяцев после школьной скамьи вчерашний десятиклассник оказался в афганском поселке Янги-Кала.
О том, как сельская закалка помогла выжить в боевых условиях и найти себя после возвращения домой, – наш разговор с героем.

– Николай Иванович, расскажите о себе: где родились, учились?
– Родился в Слободе, учился в местной Озерицкослободской школе. Окончил 10 классов. На выпускном вечере оттанцевал вальс под песню Окуджавы «До свидания, мальчики» и ушел в армию. Это был 1985 год.
– Война в Афганистане уже шла…
– Да. 4 месяца проходил подготовку в «учебке» пограничных войск, а потом нас отправили на границу. О том, что служить будем в Афганистане, не знали. Догадались в поезде: ехали к месту назначения долго, почти неделю.

– Были ли вместе с вами ребята со Слободы?
– Да, один парень. Но его в другую часть направили. Служили мы не вместе.
– Где дислоцировался ваш взвод?
– В районе населенного пункта Янги-Кала.
– Какие задачи выполняли?
– Разные: сопровождали колонны, обустраивали объекты и охраняли их, встречались с местным населением, передавали гуманитарную помощь…

– Как проходили боевые выезды?
– Поступал приказ. Технику – бронетранспортеры, боевые машины пехоты, водовозку и прочие – выстраивали в колонну, выезжали близко к границе и курсировали несколько дней, чтобы провокаций не было. Во время всех праздников несли усиленную охрану. Облачались в бронежилеты, каски, получали боекомплект и выполняли поставленную задачу. Довелось принимать участие в разных операциях.
– Как вы психологически все это пережили?
– Многим было сложнее, особенно городским ребятам. Я родился и рос в деревне, и для меня любая работа была привычной. Я умел все: и копать, и строить…

– Эти 20 месяцев были для вас очень долгими?
– Нет. Во-первых, мы уже в «учебке» сдружились с ребятами. Понятно, что не все попали в Афганистан, но своя команда у нас уже была. За время службы мы стали настоящей семьей. Не поверите, но я даже в отпуск уезжать не хотел, когда время пришло. А возвращался обратно на службу, словно домой. Верно говорят: человек ко всему привыкает.
– Команда была многонациональной?
– Да, служили вместе белорусы, русские, украинцы, а еще представители среднеазиатских республик – казахи, таджики. И все были очень дружны.

– Родители знали, где вы служите?
– Узнали, конечно, но не сразу. Догадываться стали, потому что письма шли долго.
– Сложно было после возвращения из Афганистана?
– Непросто. Тогда многим нужна была психологическая поддержка, чтобы мозги «выровнять». Кто-то не справился, «на стакан сел», а он завел кого куда.

– А что помогло вам справиться со всеми трудностями?
– Работа.
– Николай Иванович, как сложилась ваша жизнь, когда вернулись?
– После возвращения домой пошел работать в родное хозяйство – «Озерицкий-Агро».

– Почему такой выбор сделали?
– Отец трудился слесарем, мама – оператором машинного доения. Жили в частном доме, хозяйство держали. И я к труду был приучен с детства. Родителям помогал. Нас в семье было шестеро, и маме нужно было всех накормить, за всеми убрать, постирать… И сейчас это непросто, а в то время и подавно: воду нужно было из колонки принести, печь растопить. Летом дрова заготавливали. Техники в личном хозяйстве не было, приходилось в колхозе лошадь брать. Освободится она на час-другой, и ты старался как можно больше успеть за это время: и навоз на поле вывезти, и картошку посадить… А потом, когда учился в 8-м классе, собрал свой первый трактор.
– Собрали трактор? Сами?
– Ну, да (смеется). Это сейчас пошел и купил себе любой, который хочешь: хоть белорусский, хоть китайский. А тогда ведь ничего не было. Сослуживец отца стал делать тракторы. Я посмотрел, что к чему, и собрал свой собственный. Он был похож на «Т-16» с кузовом спереди. Двигатель взял с отцовской мотоколяски, передний мост – со старого комбайна, задний мост и коробку – с ГАЗ-51. Не представляете, как мы ожили! Надо навоз развезти – завел и поехал, за дровами съездить – пожалуйста, огород перепахать – без проблем… До армии я таких несколько собрал.

– А в детстве кем мечтали стать?
– Мне нравилось строительство, но и водителем я хотел быть не меньше. И у меня получилось: нынешняя профессия позволяет мне все это совмещать.
– Вы работаете прорабом?
– Да, с 1996 года. Вожу свою бригаду, мы строим, ремонтируем и реконструируем фермы.
– С какой работы начинали свой путь в «Озерицком-Агро»?
– Устроился водителем. Сначала возил снабженца и ждал ЗИЛ, на котором, мне пообещали, буду работать. И вот проходит месяца 4, машина должна вот-вот прийти, а меня просят недолго поработать водителем у директора. Я согласился, думал, на месяц-другой задержусь, а отработал 8 лет. Потом директор говорит: «Все, Николай, я тебя всему научил, ты уже все видел, все знаешь. Иди в техникум и выбирай себе работу: хочешь – заведующим мастерскими, хочешь – прорабом». Я выбрал второе. Мне дали уазик, и я стал работать с бригадой. Вот уже 30 лет тружусь в этой должности.

– Техникум окончили?
– Да, Смиловичский. По диплому я – организатор фермерско-крестьянских хозяйств. Все изучал: и строительство, и полеводство, и юриспруденцию. Учиться нравилось. Поеду на сессию, спасибо супруге – она в это время одна со всем управлялась, отучусь – и в библиотеку. В техникуме она хорошая была. Книг много разных: и по строительству, и по всему остальному. Зачитывался!
– Николай Иванович, наверняка у вас была возможность расти по карьерной лестнице…
– Никогда не было желания стать начальником. Мне нравится моя работа: и когда начинал, и сейчас.
– А переехать в город не хотели?
– Предложения были. Но я отказался. Родителям надо было помогать. И, если честно, ни капли не жалею, что остался.


– Расскажите, как с супругой познакомились?
– Нас у родителей было шестеро, я – третий. За мной – еще трое братьев. Поэтому, когда пришел на работу, написал заявление на общежитие. Мне выделили комнату. И вот я с работы домой заходил, отцу и матери помогал, а потом шел в общежитие. Ночевать. Как-то иду на кухню, она у нас общая была, смотрю, две девчонки на лестничной клетке кровать тащат. Предложил помощь, они не отказались. Познакомились, потом снова зашел – розетку попросили отремонтировать, еще что-то. Так дружба и завязалась. С тех пор мы с Лилией вместе.
– Дети, внуки?
– Сын и дочь, и уже пятеро внуков. Все рядышком.
– Чем в свободное время занимаетесь?
– Пытаюсь научиться отдыхать.
– Получается?
– Если честно, не очень. Пчелками занимаюсь, трактор ремонтирую, за домом и участком слежу: газон, теплица…

– Дату 15 февраля отмечаете?
– Есть у меня друг Андрей. Он тоже воевал в Афганистане, сейчас в Слободе живет. Обычно в этот день встречаемся. По возможности районное мероприятие, приуроченное ко Дню памяти воинов-интернационалистов, посещаем.

– Считаете себя счастливым человеком?
– Конечно, каждый день! У меня были замечательные родители, которые где-то ругали, где-то учили. Работу свою люблю. Но главное счастье – это семья.