От баритона до директора. Узнали, каким был музыкальный путь руководителя Озерицко-Слободской школы

СЛОБОДА, Озерицко-Слободской сельсовет. Директор Озерицко-Слободской детской школы искусств Павел Леонидович ПОЛИВКО знает, как важно не только учить музыке, но и вдохновлять учеников, помогать им раскрывать свой потенциал. Когда-то в него не верили, а теперь его история служит напоминанием о том, что надо идти за мечтой и не предавать себя. Поговорили с руководителем и опытным педагогом о детстве, профессии и жизненных уроках.
– Расскажите про свой путь в мир музыки.
– С раннего детства мечтал играть на гитаре. С восторгом смотрел на инструмент в руках артистов – в 80-е годы инструментальные группы были на пике популярности, ни одно мероприятие не обходилось без живой музыки. Родители знали о моем желании, но гитара была дорогим приобретением для семьи. Они пообещали купить, если буду учиться в музыкальной школе. Я поступил, но на духовые инструменты по классу баритон, потому что набор на гитару был закрыт.

В музыкалке не был в списке отличников, педагоги думали, что хожу для галочки. Случалось, что бросал учебу, возвращался, наверстывал упущенное. Но с районных и областных конкурсов привозил только Гран-при. Выступал на международных конкурсах наравне с музыкантами из России, Казахстана, Румынии, Болгарии, Турции. А спустя время вернулся в школу уже как педагог, но ненадолго, до поступления в институт.
– Музыкальная школа послужила стартом для дальнейшего образования?
– После 11-го класса поступил в Брестский музыкальный колледж, сразу на второй курс. На вступительном экзамене меня остановили через минуту, и я подумал, что все – провал. Но когда объявляли результаты, мне сказали: «На первом курсе тебе делать нечего. На второй пойдешь?». Тогда я понял, как важно верить в себя и не сдаваться.
Вследствие болезни и травмы уха слух ослаб. Врачи удивлялись, как я продолжаю заниматься музыкой. Благодаря вере в свои силы научился с этим работать и жить.
– Павел Леонидович, ваши родители имеют отношение к музыке?
– Я родом из Иваново Брестской области. Отец Леонид Николаевич преподавал в УПК. Мама Мария Николаевна – в центре молодежного творчества. Сестра Алена тоже посвятила себя педагогике. По маминой линии все любили петь и играть на гармони. А по папиной линии – история интересная. Он воспитывался отчимом, но всегда хотел найти родного отца. Уже будучи студентом, я помог ему в этом. Мы нашли моего деда – Николая Федечко. Он оказался настоящим самородком: без музыкального образования играл на нескольких инструментах и пел без фальши.

– Были сомнения: свою ли профессию выбрали?
– В колледже была дилемма. Я занимался легкой атлетикой, показывал хорошие результаты. Тренер олимпийской чемпионки Юлии Нестеренко сулил успешное спортивное будущее. Но музыка победила. И на сегодня не жалею о выборе. После колледжа поступил в Институт культуры, тоже на духовое отделение. И опять – активная творческая жизнь: учеба, работа, выступления, конкурсы.

– Как оказались в Смолевичском районе?
– С супругой Ольгой познакомились на первом, а поженились на четвертом курсе института. Перед выпускным рассматривали варианты трудоустройства в свои родные места: Иваново и Клецк. Случайно узнали про Смолевичи, в 2007 году они не были еще городом-спутником. В отделе культуры предложили места в Озерицко-Слободской школе искусств. Ольга преподавала по классу баян, я обучал игре на духовых инструментах.


– Думали ли, что возглавите школу?
– Не один раз предлагали мне эту должность. Не откликалось, чувствовал, что не готов. Был момент: пробовал себя в другой сфере. Но как говорят, от судьбы не уйти. В 2018 году супруга организовала инструментальный ансамбль «Созвучие» среди педагогов, куда я был приглашен музыкантом. А через год меня поздравляли с новой должностью. И вот уже 6 лет я во главе нашей чудесной, не побоюсь этого слова, школе.

– Какой вы педагог?
– Скажу, какие качества считаю нужными: профессионализм, ответственность, гибкость, чувство юмора, требовательность. К каждому нужно найти свой «ключик»: похвалить, поддержать, покритиковать, порассуждать, замотивировать. Знаю всех воспитанников по именам. Только первоклашек могу путать. Испытываю неподкупное чувство гордости и благодарности к детям и педагогам.

В настоящее время в школе 3 направления: музыкальное, хореографическое и художественное, где успешно занимаются 242 учащихся. Среди музыкальных инструментов: фортепиано, баян, гитара, духовые, ударные, струнные. Здесь же – образцовая студия «Спектр», хореографический ансамбль «Созвездие», ансамбль гитаристов «Фиеста», детский оркестр
– Расскажите про коллектив.
– Коллектив замечательный. Все 23 педагога – профессионалы в своих направлениях. Сложно выделить кого-то. Многие приезжают из столицы. Все с высшим образованием, в том числе после консерватории. Активно участвуют в телевизионных проектах, выступают на главных сценах республики. В нашем деле главное не регалии, а отношение к ученикам и к работе. Учителя должны понимать детей и любить их, выстраивать все так, чтобы ребенок вовлекался в творческий процесс. Когда вижу, как тепло дети общаются с педагогами вне занятий, бегут с улыбками, чтобы обнять, то понимаю: правильно мы работаем.
– В семье, где родители – музыканты, дети не отстают?

– Дети с детства слышали музыку, пение. Дочь Дарья окончила школу по классу фортепиано и ИЗО. Несмотря на выбор лингвистического колледжа, музыкальные навыки использует очень активно. Сын Артем учится в выпускном классе по классу гитары.

– А как же ваша мечта?
– Сегодня у меня 2 гитары, а я гитарист-самоучка. Учился по книгам, самоучителям, много слушал, отрабатывал каждый аккорд. Мог целый день этому посвятить. Глаза горели, на пальцах мозоли в кровь, а я счастлив. И ученикам говорю: идите за мечтой. Не получается, не запоминается – трудитесь, репетируйте. И результат не заставит ждать.
– Прозвучало как девиз.
– Часто использую в работе жизненные поговорки. А своим девизом считаю: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Часто проговариваю его вслух.
– Как отдыхает директор школы искусств?
– Люблю рыбалку, готовку. Ценю моменты, проведенные с семьей, потому что рабочий ритм нечасто отпускает. Стараемся ходить в походы, ведь в такие моменты перезагружаешься. И особая радость – готовить на природе: шашлык, плов, уха.

– От учеников и родителей не раз слышали сравнение школы с маленькой семьей?
– Да, есть такое. Мы стараемся создавать атмосферу, пропитанную добротой, терпением, дружбой и, конечно, музыкой. Но всегда говорю своим коллегам, что в круговороте дел нельзя забывать о своей семье и здоровье. Работа должна быть на ступеньку ниже. Такой баланс только помогает творчеству и плодотворному труду.

– Откуда черпаете силы, вдохновение, энергию?
– Семья – моя сила, моя энергия. И, конечно же, коллеги, ученики, музыка, окружение. Один день на природе – лес, озеро, костер, рыбалка, гитара – и ты готов к новым свершениям.


– И тогда новые идеи не заставляют долго ждать?
– Конечно. Рад, что удалось открыть класс по ударным инструментам. А из последнего – ансамбль «Созвучие» исполнил мировой рок-хит, включая такие инструменты, как цимбалы, домру, баян. Это была моя идея, и она успешно осуществилась. В ансамбле впервые наряду с педагогами играли учащиеся и выпускники школы. Наш эксперимент удался. Ребят это вдохновило, они почувствовали себя частью коллектива.


– Что значит для вас детская школа искусств?
– Это работа и отдушина одновременно. Это место творческой реализации как педагога, так и музыканта. Детская школа искусств сегодня – это профессиональный коллектив единомышленников, любящих музыку, детей, профессию. Все люди творческие, увлеченные, которые внедряют новые формы работы наряду с традиционными, экспериментируют, готовят детей к конкурсам и концертам. За что всем огромное спасибо!
Благодарен родителям за то, что не препятствовали идти к мечте, супруге – за понимание и поддержку, детям и ученикам – за эмоции, коллегам – за преданность к творчеству, друзьям – за время. Список можно продолжать. Каждый человек, каждое событие меня чему-то учат. Надо только внимательно рассмотреть.
Рекомендуем


