«Все у нас как у людей» За что сельчане любят свою Калюгу
КАЛЮГА, Драчковский сельслвет. Свою Калюгу местные зовут Драчковской. В нашем районе она не единственная. Тезку героини сегодняшней «Кропкi» можно найти еще в одном сельсовете – Жодинском.
Ход в историю
Деревня известна с XIX века. Согласно переписи 1897 года, это хутор Гребенской волости Игуменского уезда. Тогда в Калюге был 1 двор и 6 человек населения. В 1909 году – урочище в два двора и 17 жителей. В начале 1930-х годов здесь проведена коллективизация. Во время Великой Отечественной войны многие сельчане погибли в боях с немецко-фашистскими оккупантами. На 1 апреля 1996 года – 32 двора, 67 жителей.
Сейчас в населенном пункте – 35 домохозяйств, зарегистрировано 57 человек, из них 11 детей и 26 пенсионеров.
«Хотя б калужинку какую встретить»
Название деревни имеет смысловое значение «рытвина, пониженное переувлажненное место, реже колея». Калюга – ямка на дороге с водой или грязью, выбитая колесами. В прошлом примерно такое же значение имели слова калуга, колужа. Слово изредка встречается и в современном языке – в Центральном Полесье и Днепровско-Березинском междуречье. От термина калюга или калуга происходит и название растения калужницы (CathaL). Калужа – также один из видов ивы, идущей на производство корзин. Русский писатель Павел Мельников-Печерский применял это слово так: «Воды в той степи мало, иной раз два дня идешь, хотя б калужинку какую встретить».
Несложно догадаться
В деревне всего одна улица. Догадываетесь, как называется? Правильно, Центральная.
Она довольно длинная. Идти пешком от начала деревни к концу устанешь. Поэтому автобусных остановок здесь несколько. Та, что в центре улицы, появилась по инициативе одного из местных жителей. И, конечно, при поддержке односельчан. Но обо всем по порядку.
На жизнь оглянуться не совестно
В Калюге живут замечательные люди – добрые, душевные, работящие.
В конце прошлого года 95 лет исполнилось Татьяне Мартиновне Латушко.
Родилась она в деревне Старина, росла в соседней Полянке. Маму звали Лукерья, папу – Мартин. В семье было пятеро детей. В Великую Отечественную войну они чудом выжили. Всю жизнь Татьяна Мартиновна работала на полевых работах. Труд этот очень тяжел. Но она никогда не жаловалась. С будущим мужем Иваном Каллистратовичем они познакомились, когда парень вернулся со службы. Расписались в 1948-м, 29 февраля. Тот год выдался високосным. Отмечали скромно: с самогоном и винегретом. Жили душа в душу. Долгое время Иван Каллистратович работал почтальоном. В деревне его вспоминают как хорошего, доброго и веселого человека. Сейчас Татьяна Мартиновна окружена заботой и вниманием детей, внуков, правнуков.
«Город – это что-то ужасное»
Валерий Паскребко родом из Старых Дорог, а его супруга – Наталья Александровна – местная. В Калюгу они переехали 15 лет назад, до этого жили в Минске.
– Моя жизнь связана с Калюгой уже лет 40. Сразу «наездами» здесь бывали. А когда тестя не стало, перебрались насовсем, – рассказывает Валерий Павлович. – Сейчас город для меня – это что-то абсолютно ужасное.
Глава семьи настолько полюбил деревню, что живет здесь «безвылазно», а вот Наталья Александровна еще трудится, ездит в столицу. Они познакомились на работе. Обоих связывало единое дело – полиграфия. Всю жизнь Валерий Павлович работал печатником. Но сейчас без любимого дела не скучает: некогда.
– Зимой хорошо, – смеется мужчина. – Можно сидеть и «пузо» греть. Только снег и не дает скучать. Его в этом году много. А в сезон работы хватает. Двором надо заниматься, еще не все сделано, что запланировал.
«Только лодырь в деревне не найдет работу»
Валерий Котов в Калюгу приехал в 1991 году. Вместе с другом искали подходящее место для дачи.
– Съездили в Драчково, Петровичи и выбрали Калюгу, – рассказывает Валерий Петрович. – Дом строил своими руками. Жена часто говорит: «Как вспомню, сколько ты работ переделал, – ужас». Сейчас у нас все как у людей: вода холодная, горячая, газ провели, паровое отопление сделали, санузел теплый. От тестя баньку перевез.
В Калюге семья живет постоянно и уже довольно давно
– Как только внук научился самостоятельно открывать и закрывать дверь в нашей минской квартире, мы с женой объявили: «Все, везите нас в деревню», – вспоминает собеседник.
По образованию Валерий Петрович – педагог. Почти 32 года отработал в школе. В 2005 году сменил сферу деятельности и ушел на тракторный завод. Там он проработал до 70-летия. И продолжил бы трудиться, но подвело здоровье.
– Мы привыкли называть свою Калюгу драчковской, – рассказывает о деревне мужчина. – В Смолевичском районе она не одна так называется. Из-за этого со мной целая история приключилась. Мы газ проводили, и нужна была справка от пожарных. Нам ее выписали. Ну, выписали и выписали. Я ее и не читал, не догадался. А зря… Приехали газовики, глянули на документ и говорят: «Хм, так это же не ваша Калюга». Пришлось снова ехать.
Валерий Петрович рассказал, что зимой в деревне народа немного, а в сезон население увеличивается. А еще деревня строится.
– От «Могилевки» до Калюги по проездному билету – 28,4 км. Автобусы ходят, маршрутки, – рассказывает о плюсах населенного пункта Петрович. – Раньше остановок, где транспорт из Минска останавливается, было всего две: в начале и в конце деревни. Неудобно. Я, как человек активный, занялся этим вопросом. Сходил на прием: сразу в сельисполком обратился, потом в Минск поехал. Мне сказали, что нужно письмо коллективное составить. Сделал, подписи собрал. Завез бумагу, нас внесли в план и на следующий год остановку сделали: «Калюга-1» называется. С «наводнением» тоже справились. У нас место низкое, заливает. После обращения трубы под дорогой проложили, канавы углубили, и все в порядке. Вот так и живем. Не скучаем. Только лодырь в деревне не найдет работу.
Дело предков
Владимир Семижен – полковник МВД в отставке. Родился и вырос Владимир Алексеевич в Калюге. Детство выпало на послевоенные годы. Многодетной семье, в которой он рос, приходилось нелегко.
– В семье нас было четверо, одни мальчишки, – вспоминает мужчина. – Хлеба не хватало. Жили бедно. Чтобы хоть немного заработать, мы с мамой отправлялись по землянику, которую затем возили в Минск на продажу. Вставали рано: в 6 утра уже надо было быть в лесу. В 9-м классе на летних каникулах пошел подрабатывать на местное торфопредприятие.
О родной деревне Владимир Алексеевич говорит с необыкновенной любовью. Ее он пронес сквозь долгие годы жизни в столице. Сразу приезжал сюда по выходным и в отпуске как на дачу. А когда завершил карьеру и ушел со службы, решил вернуться на малую родину. Небольшой дачный домик наш герой превратил в уютное семейное гнездо, сейчас по выходным и праздникам они с супругой встречают здесь детей и внуков. А еще Владимир Алексеевич продолжил дело предков и занялся пчеловодством. Его первый помощник – сын Павел. Он хоть и живет в столице, но в Калюге бывает часто: и в гостях, и чтобы помочь родителям.
Владимир Алексеевич любит отмечать праздники в компании односельчан. Специально для этого даже стол большой купил – людей за ним с каждым годом стало собираться все больше.