Яловицу сожгли во время войны, но жители возродили деревню
ЯЛОВИЦА, Жодинский сельсовет. Сегодня здесь ничего не напоминает о том, что в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, деревня была сожжена немецко-фашистскими оккупантами.
В страшном пожаре уцелело всего 5 или 6 домов. Чтобы выжить, в одной хате ютились по несколько семей, еду варили по очереди, спали на соломе. Кто-то строил землянки из обгоревших бревен. Восстанавливать дома люди стали только после отступления немцев. Семьям на эти цели было выделено по 40 кубометров леса.
А что сейчас?
По состоянию на 3 января в Яловице насчитывается 41 домохозяйство, постоянно проживают 60 человек. И это не только старожилы: возвращаются в родительские дома дети, внуки, селится молодежь. В сезон население увеличивается за счет дачников. Центральная улица заасфальтирована, дома ухоженные, заброшенных участков почти нет. Магазин отсутствует, но 2 раза в неделю в деревню приезжает автолавка. Транспортное сообщение хорошее: регулярно ходит маршрутка, да и до электрички не так далеко.
Родительский дом – начало начал
Раиса Буйко, в девичестве Мостовская, родилась и выросла в Яловице.
– Училась в СШ №2 г. Жодино, – рассказывает женщина. – В этом городе потом и профессию получила, и жила, и работала. Сначала трудилась в ателье, затем – на БелАЗе: 24 года была администратором в ведомственной гостинице «Дружба». Оттуда и на пенсию ушла.
В деревню Раиса Александровна вернулась в 2007 году, когда заболела мама. С тех пор живет здесь постоянно. В родной деревне она встретила и будущего супруга, когда тот приехал в Яловицу на свадьбу двоюродной сестры.
– Приглянулись друг другу, и все. Нам было по 18 лет, в армию его провожала, а как вернулся – поженились, – делится собеседница. – Женаты мы уже 51 год, а если взять период, когда влюблялись и встречались, то уже 56 лет.
С большой любовью вспоминает Раиса Александровна родителей. В их доме она живет сейчас.
– Ничего не переделывали здесь, – продолжает рассказ женщина. – Поэтому так ярко в памяти все: и детство, и мама с папой. Вспоминаю их, могу расплакаться. Такие трудяги были. Папа всю войну прошел, защищал Ленинград. Потом в колхозе трактористом работал. Но ушел рано, до 50-летия Победы не дожил. А мамы в 2009-м не стало.
У Раисы Александровны есть еще две младшие сестры. Они часто приезжают в Яловицу, а в дачный сезон и вовсе все лето здесь проводят.
Свой, коренной
Петр Мостовский – коренной житель. В родной деревне живет всю жизнь. Здесь войну застал, учился, трудился, встретил будущую супругу, здесь у семейной пары родились дети.
В положенный срок Мостовского призвали в армию. Служил Петр в городе Владимире. Там действовали Центральные офицерские курсы ПВО страны. После службы вернулся на работу в родной колхоз, где трудился до самой пенсии. Вместе с супругой Марией они вырастили 3 детей. Мария Даниловна умерла несколько лет назад от коронавируса. Об этом Петр Иванович узнал только после того, как ее похоронили.
– После того, как деревню немцы сожгли, мы в землянке жили, – рассказывает Петр Иванович. – Хату ставили после освобождения. Нынешний дом я позже уже сам строил. – В семье нашей было 9 детей, после войны осталось всего 6, а сейчас – я один. Брата старшего за связь с партизанами немцы убили, затем и отец от рук фашистов пострадал. Его избили так, что он скоро умер. Мы остались с мамой. Я 7 классов окончил. Всю жизнь трудился в сельском хозяйстве. Вилы, лом, лопата – основные мои инструменты. За время работы колхоз наш много раз менял название, присоединялся к другим хозяйствам. Сразу был «Авангард», потом «Пономаренко». Или наоборот – не помню. Потом его к «Приборью» присоединили, а после, в 1960-м, забрали в совхоз «Заречье». Вот тогда мы немного вздохнули: вместо трудодней стали хоть какую копейку получать.
– Я тоже заболел и в соседней с ней больнице лежал в Борисове, – рассказывает мужчина. – И мне ничего не сказали, чтобы я поправился. Сейчас живу один. На зиму дети меня к себе в Жодино забирали. В этом году планирую здесь остаться. После ремонта в доме все удобства: и санузел, и душ. И желать больше нечего, разве что автолавка пусть бы возле меня останавливалась. А то едет в конец деревни, я не дойду.
На все руки мастер
Минчанин Леонид Толюпа участок с небольшим домиком в Яловице приобрел 15 лет назад. С тех пор проводит здесь отпуск и в теплое время года приезжает по выходным.
Мужчина не скрывает: чтобы привести все в порядок, пришлось вложить немало труда. Сейчас его дом и территория вокруг выглядят как на картинке. Кругом цветы, декоративные и ягодные кустарники, плодовые деревья, ухоженный огород. Сразу видно: ко всему относятся здесь не только со знанием дела, но и с большой любовью.
В деревню Леонид Николаевич приезжает не один: часто компанию ему составляют супруга и дочь. Добираются на электричке и никаких неудобств в этом не видят.
Трудится мужчина сварщиком в одном из столичных автопарков. О заслуженном отдыхе думать еще рановато, поэтому о переезде в деревню на постоянное место жительства пока не мечтает. Сейчас занимается строительством бани. Но часто находятся и более срочные дела: косьба участка или прополка огорода. Да-да, Леонид Николаевич охотно помогает в этом супруге Наталье. И за цветами они ухаживают вместе. Это тоже большая работа. Одних ирисов здесь несколько видов. А еще розы, пионы, гвоздики, ромашки, лилии…
Бросили столицу
Супруги Александр Шашалевич и Ирина Кравченко легко рушат стереотипы о том, что молодежь предпочитает жизнь в большом городе. В деревне они уже около 3 лет. И хоть в связи с переездом паре пришлось сменить работу, а их сыновьям – школу, они нисколько не жалеют, что бросили столицу.
– Это дом моей тещи, – рассказывает Александр, проводя небольшую экскурсию по участку. – Она, кстати, через полгода после нашего переезда тоже перебралась сюда из Минска. Поначалу приезжали в Яловицу нечасто: по выходным и в отпуск. А потом задумались о переезде, взвесили все «за» и «против» и приняли правильное решение. Довольны и дети. Сейчас у каждого своя комната – вместо «койко-места» на двухъярусной кровати – и возможность сколько угодно времени проводить на свежем воздухе.
Надо сказать, что в сельскую жизнь Ирина и Александр окунулись с головой. Они не только благоустроили участок, на котором сегодня – ровный газон, островки цветов, кустарников, но и разбили большой огород и даже обзавелись хозяйством. Сейчас у них более 70 кур и около 20 овец разных пород.
На работу супруги ездят в Жодино. Ирина трудится в Жодинской больнице бухгалтером, а Александр – на БелАЗе, двое их сыновей учатся в школе в Жодино. К месту учебы мальчишек доставляют родители. Добираются на личном автомобиле.
На вопрос, как они все успевают, Ирина и Александр улыбаются:
– Даже не знаем. Скорое, не успеваем всего того, что хотелось бы.
Скромничают. Многое им по силам: работают, за хозяйством и огородом следят, за домом и участком ухаживают, детей в школу и на кружки возят. А Ирина, кроме этого, еще и картофель редких сортов разводит, и гладиолусы.
Вот так тихо, размеренно живет сегодня Яловица. Здесь красивые места и удивительные люди: добрые, открытые, работящие. И мы обязательно еще не раз побываем у них в гостях, чтобы узнать последние новости, удивиться богатому урожаю и найти интересных героев для будущих публикаций.