Меню

Н или М? Рассказываем о Миколаевичах

МИКОЛАЕВИЧИ, Заболотский сельсовет. Когда-то Миколаевичи входили в состав колхоза «Ленініскі шлях». В 1897 году здесь было 34 хозяйства и проживало 256 человек. В начале XX столетия количество хозяйств увеличилось до 46, людей – до 423. В 1917 году здесь было 56 дворов, но население уменьшилось до 321 человека. Как свидетельствуют архивные документы, в 1918 году в Миколаевичах была открыта начальная школа.

В 1926-м население деревни составляло 408 жителей.

Человек, который не знает историю этих мест, сразу и не скажет, где начинается деревня Миколаевичи, а где граница Заболотья. Если в нескольких словах, начало деревня берет от сельского Дома культуры и амбулатории. Путаницу также вызывает и само название.

Н или М?

На информационно-указательном знаке при въезде в деревню написано ее название с буквы Н. Хотя в нормативном руководстве «Названия населенных пунктов Республики Беларусь» пишется Миколаевичи. В разговорной речи местные жители называют деревню по-разному: кому как привычнее.

Если считать, что название населенного пункта произошло от фамилии Николаев, тогда логичнее было бы называть деревню Николаевичи. Возможно, кто-то из местных жителей знает другие версии происхождения названия деревни и может с нами поделиться?

Проезжая по деревне, можно увидеть вот такую березовую рощу. Еще двадцать лет назад мы туда школьниками ходили в однодневные походы

«А что можно увидеть из окна за высоким забором?»

Надежда Михеенко родилась и живет в Миколаевичах. Уезжала отсюда только во время учебы.

По состоянию здоровья Надежда Николаевна зимой почти не выходит из дома. Весь свет для нее – в окне. «Кто-то поздоровается, кто-то помашет рукой, а кто-то и зайдет. А что можно увидеть из окна за высоким забором?» – вопрошает женщина

– Я очень люблю и уважаю своих односельчан. В нашей деревне жили и живут русские, украинцы, поляки. Когда-то старостой здесь был туркмен Нурбай Яныбаев. Таких мирных, добрых, трудолюбивых людей нет ни в одной деревне сельсовета. Я всегда гордилась, что я миколаевичская, – говорит Надежда Николаевна. – Нет у нас знаменитостей, здесь живут простые труженики сельского хозяйства, медицинские работники, учителя, многие работают в аэропорту.

Женщина рассказывает, что в годы войны мужчины ушли на фронт. Не все вернулись в родную деревню, осталось много вдов. Местные жители помогали партизанам. Молодежь создала Миколаевичское подполье. Не зря центральная улица деревни называется Партизанской.

Памятный знак Миколаевичскому подполью

– В послевоенные годы многие сельчане трудились в колхозе, – говорит местная жительница. – К сожалению, нечасто вспоминают тех, кто честно отдавал все силы колхозу. Не могу не вспомнить бригадира Татьяну Бонифатовну Лазарчик, полеводов Надежду Викентьевну Лаврецкую, Валентину Бонифатовну Шиманович, Елену Никифоровну Шманай, Надежду Васильевну Щебровскую, Екатерину Антоновну Хмельницкую (мама Надежды Михеенко. – Прим.), Елену Васильевну Кулинкович, Татьяну Родионовну Лаврецкую, Софью Родионовну Гончарик, Григория Игнатьевича Евменчика, тракториста Антона Викторовича Вольского, шофера Виктора Сергеевича Забелина и заведующего фермой Владимира Ивановича Чуйкова, свинарок Нину Николаевну Кулинкович, Софью Игнатьевну Забелину, телятницу Зинаиду Михайловну Борисову, Марию Сергеевну Гордееву, бухгалтера Марию Людвиговну Кирильчик, кладовщика Нину Антоновну Крупскую, электрика Ивана Казимировича Гиттера, главного агронома Григория Владимировича Мигая и других. Все они скромные, трудолюбивые люди.

В этих местах раньше часто проходили маевки

С теплотой местные жители вспоминают председателя колхоза Анатолия Бонифатовича Купрейчика. Благодаря ему в домах деревни Миколаевичи есть природный газ, вода.

– Не стало колхоза и жизнь в деревне резко изменилась, – говорит Надежда Николаевна. – Когда-то председатель сельсовета, да и большинство специалистов, директор школы – все были местными. Они знали о наших заботах и проблемах. Согласна, сейчас другое время. На нашей улице – асфальт, в домах – интернет, возле каждого дома – легковая машина. Только очень горько и больно, что люди стали другими. Заселились новые жители, которые купили здесь дома, остались в деревне и наследники тех, кто отсюда родом. Построили они высокие металлические заборы, за которыми виден только конек крыши дома. Даже солнышко не всегда светит в окна. Так что и от кого мы прячем? Во дворах красивые беседки, клумбы, много цветов. Только кто их видит? Улица длиной 2 километра. И только одна скамейка. Не улица, а тоннель какой-то. У нас ведь не дачный поселок, а деревня. Считаю, местная власть должна разговаривать с людьми. Больше внимания центральным улицам населенных пунктов нужно уделять и районным службам. Мода – это хорошо. Но ведь есть еще и культура, красота, а главное – наши деревенские традиции. Разве высокий забор может стать преградой для плохого человека?

Курган

Есть в деревне и своя легенда, согласно которой в этих местах во время войны 1912 года стояла французская батарея. Враги закопали здесь клад, который и сегодня не дает покоя поисковикам. Они периодически приезжают на Курган с металлоискателями в надежде найти золото. Да, земля здесь перерыта. Но достоверно не известно, смог ли кто-то улучшить свое материальное положение за счет местных богатств, спрятанных в земле.

Вот место в деревне, которое называют Курган. Во время войны здесь был наблюдательный пункт немцев, которые следили за железной дорогой

Зато с Кургана виден наш город-спутник. И вообще, мест, с которых открываются красивые пейзажи, в Миколаевичах предостаточно.

Из старожилов почти никого не осталось

Зоя Евменчик считает себя в деревне старожилом. Рассказывает, население в Миколаевичах поменялось: старики умерли, а молодежь уехала.

Зоя Евменчик рассказала, что раньше сажали картошку и за пределами огорода, а теперь там растут березы

Магазина в деревне нет, за продуктами местные ходят в соседнее Заболотье. Автолавка приезжает по воскресеньям и средам. Раньше всегда останавливалась около дома собеседницы, а теперь – возле дворов, на калитке которых висят продуктовые пакеты. Это своеобразный ориентир для водителя.

Долгое время женщина работала на тракторном заводе. Добирались в Минск на поездах, а не на электричках, как сейчас. Пешком ходили до станции через болото.

– Огород мы сейчас не сажаем, – рассказывает женщина. – Раньше, когда была жива мама, держали хозяйство. Чтобы кормить корову и свиней, выращивали овощи, картофель. А теперь все это можем купить в магазине.

Далеко до маршрутки. И много собак

Елена Знак в Миколаевичи переехала с родителями, когда ей был год. Ее отец работал в колхозе, и семье в деревне дали дом.

Елена Знак работает в магазине, по роду деятельности знает многих людей. Некоторые уезжают, в деревне часто продают дома. Старожилов осталось совсем немного, зато дачников в сезон прибавляется

– До электрички – километра три. Сейчас ходят маршрутки. С одной стороны, стало проще, – рассказывает женщина. – С маленьким ребенком неудобно – далеко до нее идти. Маршрутка останавливается в Заболотье возле здания бывшей администрации «Штотц Агро-Сервиса». Ходит у нас мостищенская маршрутка, но бывает она только 2 раза в день: утром и вечером. Когда погода плохая, вызываем такси. Но машины не хотят к нам ездить из-за плохих дорог. Сейчас грейдером прошли – получше стало. Да и дети на велосипедах особо не покатаются.

Жители Миколаевичей хорошо знают здешние места, как сократить дорогу, чтобы быстрее добраться до электрички или на учебу.

– В школу с нашей улицы Луговой можно через поле ходить: летом хорошо, а вот зимой там не пройдешь. Снег никто не чистит, да и в целом у нас дороги не очень хорошо чистят. Еще один минус в деревне есть – это собаки. Хозяева плохо смотрят за своими питомцами, отпускают их. Особенно много бездомных собак и котов у нас появляется в сентябре, когда дачники уезжают и бросают своих животных.

На зиму местная жительница уезжает к детям в Минск, а лето всегда проводит дома

Елена признается, что всю жизнь провела в деревне, менять свой привычный быт на что-то другое ей не хочется.

– Тем более у меня мама только осталась, вот и помогаем друг другу, – поделилась местная жительница.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59