«У меня есть дар объяснять»: около сотни учеников Инны Янчиной стали врачами
Свою любовь к биологии Инна Евгеньевна ЯНЧИНА прививает ученикам на протяжении 30 лет. Она работает учителем биологии и химии в средней школе №1 имени В. Ф. Купревича города Смолевичи. Многие ее выпускники, как и сын, стали врачами. О любви к своей профессии, общем семейном увлечении наш разговор с выдающимся учителем.
– Инна Евгеньевна, расскажите немного о себе.
– Я родом из Слонима Гродненской области. Окончила Белорусский государственный педагогический университет. Там познакомилась с будущим супругом Виталием Олеговичем, на пятом курсе вышла замуж. Я оканчивала биофак, а он – физфак. В Смолевичи я поехала за своим мужем.
– Почему вы выбрали профессию учителя и что вам в ней привлекает?
– В моей семье учителей не было, но мне нравится биология – это интересный предмет. Я очень люблю свою школу. Для меня, как учителя, здесь созданы все условия. Вы видели, какой у нас кабинет, какое оборудование, парты и все остальное. Мне везет в жизни и на классы. Все ребята очень хорошие. С родителями учеников у нас полное взаимопонимание. Они заинтересованы в образовательном процессе, откликаются на любые просьбы, контролируют успеваемость. Даже более слабые дети, которые учатся в классе, тянутся за сильными, отметки со временем у них повышаются.
– Какая школа была первым местом вашей работы?
– Средняя школа №1 имени В. Ф. Купревича. В этом году будет 30 лет, как я здесь работаю. 6 «Б» класс – это мой шестой выпуск. Все предыдущие были высокого уровня. Многие выпускники стали врачами. В прошлом году из одного класса 8 учащихся поступили в Белорусский государственный медицинский университет на бюджет на лечебный и стоматологический факультеты. Это был звездный выпуск.
– Никогда не мечтали о другой профессии?
– Никогда. Как говорит моя мама, у меня есть дар объяснять. Можно же знать предмет, но не уметь его преподавать. Я не знаю, как это у меня получается и откуда во мне способность учить. Мой ученик Владислав Молчан в 2016 году окончил школу, сейчас является младшим научным сотрудником, поступил в магистратуру Национальной академии наук. Его направление – биология. Что интересно, в 2014-м на Московской конференции «Потенциал» мы завоевали диплом третьей степени. Там мы представляли работу о щуках, которых ловили на местных озерах. Он сейчас презентовал мне сборник научных работ сотрудников, и что интересно, он продолжает этих щук изучать, только уже на более профессиональном уровне. Тема его работы «Генетическое разнообразие популяции щуки обыкновенной, обитающей в условиях радиоактивного загрязнения и на интактных территориях». Он работает в Полесском заповеднике и выезжает с бригадой на территорию Чернобыля. Владислав постоянно мне презентует сборники научных работ, чтобы я не останавливалась и тоже развивалась в данном направлении.
– Вы писали вместе научную работу и ловили щук?
– Да. Я вам больше скажу, у меня хобби – рыбалка. У нас вся семья рыбачит. Муж выезжает на Припять, Неман, на Черницкое водохранилище. Мы рыбачим и отдыхаем параллельно. У сына такое же увлечение.
– И как улов?
– Когда сын поймал в 10 лет первую щуку на озере на Орджоникидзе, муж поехал в Минск и сделал ее чучело. Для ребенка это был очень большой трофей, она весила 5 кг 100 г, и у нас до сих пор эта щука висит на стене. Мы таким образом мотивировали ребенка, поддерживали его. Это послужило основой для его поступления в медуниверситет. В их выпуске 2013 года было 8 врачей. Сын работает кардиологом в реабилитационном центре «Загорье».
– Вы никогда не считали, сколько ваших выпускников стало врачами?
– Сейчас у меня учатся дети моих учеников, которые стали врачами. Внучка Сергея Кутаса – Лена – моя ученица, окончила медуниверситет. В нынешнем моем классе половина – дети моих учеников.
– Как увлечь предметом современных детей?
– Биология сильной мотивации не требует, она просто увлекает. В своей деятельности я использую активные методы. Практикую уроки в музее, ребятам нравится. У нас же музей имени Купревича, а он тоже биолог, здесь, кроме изучения предмета, еще и осуществляется патриотическое воспитание.
– К вам как к педагогу идут дети, которые осознанно хотят связать свою жизнь с биологией, медициной?
– Конечно. Приходят те, кто хочет посвятить свое будущее медицине, психологии, биофаку. Тот же Владислав окончил биофак и пошел в науку. Но большинство ребят все же становится врачами.
– Вы много времени уделяете самообразованию, насколько учащиеся заинтересованы в изучении биологии?
– Конечно, я посещаю курсы, решаю ЦЭ, ЦТ, российские сборники. Это моя жизнь, мне это нравится. Занимаюсь дома биологией и химией. Что же касается учеников, то у них отмечается высокий уровень мотивации. Спешат на биологию, несут все, что требует тема урока. Сейчас они работают с лупами, яблоками, ватой, в следующий раз будут изучать волосы.
– Основа успешного изучения предмета – практические занятия?
– Я вся в практике, как без нее можно? Биология на этом специализируется. Выделяются такие методы изучения живой природы, как эксперименты, опыт, наблюдения, приборы.
– А кем стал ваш муж?
– Сейчас преподает в Академии МВД, он старший преподаватель. Супруг тоже развивается. Ему нравится биология, постоянно задает мне вопросы, которые его интересуют. Вот он недавно кузнечика принес и говорит мне, что это саранча. Мы с ним спорили на эту тему. Фотографировал 5 раз бабочку и доказывал мне, что она занесена в Красную книгу. Мы все вместе вот так живем, и нам это нравится. Это интересно.
– То, что вы оба педагоги, вам не мешает?
– Нам нравится общаться, потому что у нас общие интересы так же, как и у всех членов нашей семьи.
– У вас есть профессиональная мечта, чего вы хотели бы достичь?
– У меня есть ученики, которые побеждали на различных олимпиадах. Вот, например, из последних побед – у Дианы Дубатовки диплом третьей степени на областной олимпиаде по биологии. Думаю, что у учеников из моего 6-го класса также будут дипломы. Я стараюсь их приучать к здоровому образу жизни. К тому же у нас есть факультатив «Введение в медицинскую профессию». Я начинаю уже с шестого класса прощупывать, кому интересно это направление. А ребятам нравится, они с радостью его посещают. Изучаем тело человека, гигиенические навыки, объясняю, что у нас во рту живет 300 видов бактерий, поэтому надо чистить зубы. И вот уже пошел процесс обучения в данном управлении.
– Вы можете увидеть, есть ли у ребенка способности к биологии, например?
– У каждого ребенка есть способности. Главное, его заинтересовать. Если интереса и мотивации нет, а способности есть, то ничего не получится. В этом и задача учителя – заинтересовать своим предметом.
– Но из 27 детей, которые учатся сейчас в вашем классе, все не могут любить биологию?
– Кроме интереса, должны быть и условия: микроскопы, лупы и микропрепараты по всем разделам биологии. В нашей школе благодаря директору Татьяне Ипполитовне Грушевской все это имеется. Поэтому у детей есть возможность все делать своими руками на практике, наблюдать. Это интереснее и увлекательнее, чем просто книжку прочитать.