Я пережила Судный день. Чем мне еще запомнился Израиль?
Кто когда-нибудь летал в Израиль, знает, как непросто попасть в эту страну. На пограничном контроле тебя могут развернуть и отправить восвояси.
Но в этом году до Израиля нужно еще долететь.
Туда я должна была вылетать 6 октября с пересадкой в Баку. За три дня стало известно, что азербайджанские линии в Израиль отменили полетную программу до 12 октября. Вариантов оставалось несколько: не лететь либо искать альтернативу. Из Тбилиси в Израиль ежедневно летает авиакомпания Эль-Аль. Если не будет закрыто воздушное пространство страны, рейсы не отменят.
Значит, летим через Грузию. В аэропорту время ожидания составило около 7 часов. Для транзитных пассажиров мест там не предусмотрено. Люди занимают по несколько кресел и спят так, либо на полу. Ночью людей было очень много, свободных мест нет.
Прохождение пограничного контроля, что в Беларуси, что в Грузии – все четко и быстро. Самое интересное началось по прилету в Израиль.
На паспортном контроле уточнили, говорю ли я по-английски, была ли в Израиле раньше, какова цель моего пребывания здесь. А потом сказали присесть в стороне и что ко мне кто-нибудь когда-нибудь подойдет.
Первым вопросом на интервью был такой: есть ли у меня братья и сестры. Дальше, как зовут моего брата, помню ли я, когда у него день рождения. Еще бы, что за вопрос!? Потом банальные: первый раз ли я в Израиле, к кому приехала. А дальше – расскажи все, что связывает тебя с человеком, к которому ты приехала. Надо четко знать, как зовут его родителей, есть ли братья и сестры, кем работает, состоит ли в браке, есть ли дети, их возраст и имена. Чем больше знаешь, тем лучше.
Меня в аэропорту ждала подруга. До этого она прислала мне ксерокопию удостоверения личности, написала приглашение, я сделала электронное разрешение, – все эти документы показала сразу на паспортном контроле, потом – девушке на интервью. В итоге она позвонила моей подруге и провела с ней такое же интервью. Разговор начала с того: кого она ждет и посыпались вопросы только в отношении меня.
Дальше мне предложили подождать на коридоре пару минут. В итоге – не пару. За это время я успела посмотреть на пассажиров двух самолетов.
Читала, что не надо сидеть в телефоне и тем более строчить в нем. Кстати, у некоторых телефон проверяют, читают переписку, у меня – не просили.
Когда специалист вышла, отдала мне документы, паспорт и зеленую бумажку. Сказала, что это разрешение, выдано на мою подругу, и если я не уеду до 23 октября, то у нее будут проблемы.
К слову, 40 минут, которые я провела на паспортном контроле, – это ничто, по сравнению с долгими часами ожидания у других пассажиров. Если вы молоды, не состоите в браке, без работы, и хотите посетить Израиль, будьте готовы потратить на паспортном контроле 7 часов своей молодости.
Судный день я пережила
Это было необычно и жутко непривычно. Вы только представьте город, в котором перестали ездить автомобили и весь общественный транспорт. А по проезжей части дорог ходят люди, ездят велосипедисты, дети катаются на самокатах и роликах.
Накануне вечером 11 октября людей на опустевших от транспорта улицах было много, большинство из них – в белых одеждах, многие сидели на стульях или скамейках на тротуарах, общались. На следующее утро на улицы вышло не так много детей и взрослых, своим небольшим количеством они скорее напомнили тех, кому удалось выжить после апокалипсиса.
Это не выдуманная история или сюжет нового фильма. Это Израиль и их праздник Йом Кипур, или по-другому Судный день, который здесь наступил вечером 11 октября. Для них это самый священный день еврейского календаря, день покаяния, строгого поста и молитвы.
Согласно еврейской традиции, именно в Йом Кипур окончательно определяются судьбы на предстоящий год. Это единственный день в году, когда в Израиле не работают увеселительные заведения, прекращают вещание радиостанции и телеканалы, улицы городов отдаются в безраздельное владение детям и велосипедистам.
Однако продолжают работать чрезвычайные службы.
На протяжении суток люди еврейской национальности соблюдают пост: не едят, не пьют, молятся. К слову, ношение изделий из кожи, использование косметики, купание и половые отношения в это время запрещены.
Израиль – это единственная в мире страна, где есть Судный день. И мне удалось увидеть его своими глазами.
«Наташа, выходим»
Абсолютно спокойно, даже буднично, звучит голос подруги из соседней комнаты под звук сирены, оповещающей о ракетном ударе.
Окна в квартире закрыты, звукоизоляция хорошая, но к звуку сирены с улицы добавляется тот, что исходит из телефона. Звук оповещения об опасности в Израиле можно включить и на мобильном устройстве.
Времени на раздумье нет. Ты просто оставляешь то, чем был занят, и выходишь из квартиры на лестничную клетку. И не важно: был ли ты в душе, готовил себе кофе или спал.
Мы на 7 этаже, и наша задача минимум: спуститься на 2 этажа ниже, в идеале – в бомбоубежище. Оно есть в каждом доме. В новых домах в квартирах на случай ракетного удара есть специальные защищенные комнаты.
Люди выходят на лестничные площадки, кто в чем был, приветствуют друг друга и смотрят в телефон. В стране есть специальный сайт, где в режиме реального времени публикуется хроника оповещений. По ней видно, в какое время и где сработало оповещение и в связи с чем: был ли это ракетный обстрел или нарушение воздушного пространства. У всех есть семейные чаты, где родственники спрашивают друг у друга, все ли в порядке.
Когда утихла сирена, сразу в квартиру подниматься нельзя. Нужно подождать как минимум 7-10 минут на случай, если начнут падать осколки. К тому же, спустя некоторое время муниципалитет присылает сообщение с актуальной информацией по следам тревоги.
Выждав определенное время, мы возвращаемся в квартиру. Это был первый сигнал оповещения за 6 дней моего пребывания здесь. Все эти дни город живет обычной жизнью: люди работают и ходят друг к другу в гости, дети посещают сады и школы, работают кафе и магазины. О войне напоминает только лента новостей. Да, город, где я нахожусь сейчас, расположен в центре. На северной окраине страны все не так спокойно.
Можно ли привыкнуть к вою сирен? Со временем, да. Учитывая обстановку, местные жители принимают этот звук как данность, но при этом неукоснительно выполняют требования безопасности.
Было ли страшно? В первые секунды – да. Страх и растерянность, потому что не знаешь, что будет дальше. В голове прокручиваешь разные варианты событий, но потом отвлекаешься на поиск официальной информации. В век компьютерных технологий, даже если у тебя нет специального приложения или ты не знаешь о существовании сайта, где можно проследить все онлайн-оповещения, ты просто заходишь в телегу местного новостного издания и черпаешь информацию оттуда. Возможно, с некоторым опозданием.
При этом самое важное: оставаться спокойным, чтобы не сеять панику вокруг. Как бы то ни было, звук сирены прекращается, а жизнь продолжается, и все идет своим чередом.
Страшнее, когда раздается сирена во время движения на автомобиле или когда ты гуляешь по улице. Советы автомобилистам: остановиться на обочине, подальше отойти от машины, лечь на землю и закрыть голову руками. Так себе защита, конечно.
Гродно или Иерусалим?
Есть у меня любимый город в Беларуси, а теперь и в Израиле. Да, это Иерусалим. Хотя я видела от силы чуть больше 5 городов в этой стране.
Этот город зацепил с первого раза, не зря его называют Золотым или Сердцем Земли мира. Он сияет медью и светом. И это свет, в котором хочется раствориться.
Я не буду писать обо всех туристических объектах, где мечтает побывать каждый верующий человек. Но, попадая в старый Иерусалим, ты словно попадаешь в другой мир. И это чувствуют не только паломники.
По улочкам старого Иерусалима хочется ходить бесконечно. И каждый раз находить для себя что-то новое и интересное.
Ведь ты идешь по Святой намоленной земле, посещаешь места, где когда-то ступала нога Иисуса Христа, прикасаешься к реликвиям, а, значит, к чему-то несоизмеримому.
Сейчас самое идеальное время, чтобы проникнуться атмосферой жизни города, в который ежегодно стекаются тысячи паломников. Раньше их было гораздо больше, вся окружающая красота этого места могла просто затеряться в толпе, во многие объекты было просто не попасть из-за наплыва туристов.
Я в этом городе была в составе экскурсионной группы, но уверена: чтобы проникнуться этим городом, нужно обязательно приехать сюда на несколько дней, чтобы стать с ним единым целым и ступать по его улочкам уверенной поступью жителя земли обетованной
Стена плача или надежды?
Я бы сказала, надежды. Возле нее плачут не все, но все оставляют записки в надежде, что их самые заветные мечты и желания исполнятся. И все это с помощью молитвы.
Сами израильтяне называют Стену Плача Западной Стеной. Это часть стены на западном склоне Храмовой горы в Иерусалиме. Это единственное, что сохранилось от величайшей святыни еврейского народа — Второго храма, существовавшего в Иерусалиме примерно с 516 года до нашей эры до 70 года нашей эры.
Это место в течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. Здесь происходят важнейшие события в жизни людей: приводят к присяге новобранцев Армии обороны Израиля, отмечают День независимости, День освобождения Иерусалима, День памяти жертв Холокоста, а миряне в этом знаменательном месте делают предложение руки и сердца своей второй половинке.
Стена Плача находится в Старом городе Иерусалима. Ее открытый участок длиной 57 метров и высотой 19 метров выходит на большую площадь в Еврейском квартале.
Считается, что Стена Плача – самое приближенное к богу место, практически «врата рая». Произнесенная здесь молитва обязательно будет услышана всевышним.
Площадь для богослужений перед Стеной Плача была построена в 1967 году. Сюда стекаются тысячи паломников со всего мира, особенно в еврейские праздники. Подход к стене разделен на 2 части: мужскую и женскую. Причем на женской половине к стене подойти непросто, в отличие от мужской. Нам никто этого не говорил, но многие от стены двигаются назад, не поворачиваясь к ней спиной. Сохраняя в сердце надежду, что все просьбы, написанные в записках, обязательно исполнятся. К слову, разместить их на стене не так и просто. Все свободные щели и впадины заняты. Но записки, как нам сказали, никто не выбрасывает.
Дважды в год их собирают и хоронят в гнизе (захоронение священных текстов) на Масличной горе, как принято поступать со всеми святыми текстами, в которых упоминается имя Бога.
В самом низу
Я побывала на самом низком участке суши на земле – на побережье Мертвого моря.
Окруженное горами, овеянное дымкой, оно чем-то напоминает кадры из фантастического фильма.
Дорога к Мертвому морю – это тоже что-то невероятное. Она петляет среди гор песка, машины едут очень медленно, потому что от этих круговоротов реально кружится голова. Время спуска или подъема занимает полчаса.
Что еще примечательно, температура возле мертвого моря и наверху отличается приблизительно на 10 градусов. Возле самого соленого моря теплее.
На берегу моря расположены несколько отелей со СПА-комплексами. Сюда едут за расслаблением и невесомостью. В Мертвом море реально чувствуешь себя как поплавок.
Главное, в воде не ложиться на спину. Чтобы вернуться в исходное положение, потребуется помощь, возможно, не одного человека. Испытано на себе.
О море, море
Как известно, в Израиле их три. Увидела не все. До Красного моря из Ришон-ле-Циона, города, где я жила, как от Минска до Бреста.
На побережье Средиземного я бывала раньше, только в Турции. Но мне кажется, с израильским оно не сравнится. Кристально чистое море, мелкий песок словно в песочных часах, но отличие все же есть: снующие туда-сюда вертолеты и самолеты над головой.
Вода в море в середине октября отличная, ближе к концу месяца начинаются штормы. О них предупреждают выставленные черные флаги. Находятся смельчаки, которые заходят в воду, но поплавать не получится, может снести волна. К слову, сгореть в Израиле в эту пору года я тоже успела.
Мечты сбываются
Путешествие в Израиль всегда было в разряде мечты. Она исполнилась, несмотря на опасения, связанные с ситуацией в стране. Конечно, на севере там неспокойно. Невольно ежедневно отслеживала информацию в новостном канале Израиля, а также на сайте, где онлайн публикуется информация о нарушении воздушного пространства.
Не могу не сказать о ценах, которые там смело можно умножать на 3.
Внимание на себя обращают и меры безопасности. Например, на входе в торговые центры у вас обязательно проверят сумки и рюкзаки.
Замешательство вызывают мужчины, которые ходят в гражданской одежде (часто это майка, шорты и сланцы) с автоматом на плече. Если бы они были в военной форме, мне было бы спокойнее. Полиции и их машин в городах практически не видно.
Ты дома
Здесь жизнь идет своим чередом. Сложности у путешественников сейчас с прилетом и вылетом из страны. Мой обратный рейс из Израиля подвинули на три часа. И успеть на стыковочный рейс в Тбилиси я не успевала. Пришлось менять время вылета. Благо, предыдущий рейс из Израиля тоже задержали и на него удалось поменять билет.
До того, как идти на стойки регистрации, пассажиры предъявляют паспорт и вам снова устраивают допрос, который вызывал только недоумение: «Вы впускать не очень хотели, а теперь и выпускать?!». Нет уж, меня ждут дома.
И только сойдя с трапа самолета в национальном аэропорту, ступив ногами на родную землю, захотелось дотронуться до нее рукой. Ведь как бы хорошо не было в гостях, дома всегда лучше, да и спокойнее.