Меню

«Если не любишь детей, тебе не место в школе». Отличник образования у руля родной школы

«Если не любишь детей, тебе не место в школе». Отличник образования у руля родной школы

СМОЛЕВИЧИ. Она родилась и выросла в Смолевичах, училась в родной школе, а затем вернулась в нее уже как педагог. Сегодня Ольга КАРГИНА – директор, учитель, наставник и обладатель нагрудного знака «Отличник образования». За ее плечами – годы работы с детьми, участие в воспитательных проектах, развитие школьной среды и продолжение педагогической династии. В преддверии Дня учителя мы поговорили с ней о пути в профессию, о школе, о семье и о том, что значит быть настоящим учителем.

– Ольга Александровна, большая часть вашей педагогической деятельности связана с учреждением образования, которое вы возглавляете?

– Да, я родилась и выросла в Смолевичах. Здесь прошли мои детские годы, я посещала местный детский сад, училась во второй школе, которую и окончила. Это моя родная школа, и в 2000 году я вернулась сюда уже как педагог. С тех пор работаю здесь, школа стала частью моей жизни.

– Ваш выбор профессии был осознанным или все же повлияла семья?

– Конечно, семья сыграла свою роль. Моя мама работала воспитателем в третьем детском саду, и я с детства была рядом с детьми. Летом подрабатывала в саду, и мне это нравилось. Я видела, как мама работает, как малыши к ней тянутся – это вдохновляло. Но не только мама – мои педагоги тоже оставили след. Особенно учитель начальных классов Нина Николаевна Дядюля. Благодаря им я поняла, что хочу связать свою жизнь с педагогикой.

– Где вы получали образование?

– Я поступила в педагогический институт, тогда он еще носил имя А. М. Горького. Училась на факультете начальных классов. Позже, уже работая в школе, прошла переподготовку и получила специальность учителя-дефектолога. Это направление тогда только набирало популярность, и мне было интересно работать с детьми, которым нужна особая поддержка.

– Сколько у вас было выпусков?

– Не так много, как у моих коллег. До Смолевичей я работала в Жажелке, затем в Плищино – там была малокомплектная школа. Здесь у меня был один выпуск, потом я ушла в декрет, а после вернулась уже как дефектолог. С тех пор работала с детьми с особенностями развития.

– Что вам ближе: работа с классом или дефектология?

– Сложно сказать. В работе дефектолога есть особая глубина: ты видишь, как ребенок преодолевает трудности, как у него начинает получаться. Это очень вдохновляет. Но и работа с классом – это живое общение, энергия, динамика. Мне повезло, я смогла попробовать себя в разных ролях.

– А когда вы стали директором?

– Шесть лет назад. Но я не ушла полностью в административную работу, у меня есть часы, я веду уроки. Это важно для меня: быть с детьми, не терять связь с педагогикой. Считаю, что директор должен понимать, чем живет класс, какие трудности у учителей и учеников.

Два года назад учреждение образования, которое возглавляет Ольга Каргина, отметило свое 90-летие

– Какие изменения произошли в учреждении образования за это время?

– Мы старались сделать школу уютнее. Обновили столовую, перекрасили этажи, провели ремонты. Все делали своими силами, с поддержкой коллектива. Также при содействии районного исполнительного комитета и управления по образованию, спорта и туризма сделали ремонт спортивного зала, частично обновили фасад школы. Хотелось, чтобы детям было комфортно, чтобы они чувствовали себя как дома. Мы также усилили воспитательную работу, развиваем внеурочную деятельность, участвуем в конкурсах и проектах.

– Вы долгое время занимались ЮИД. Расскажите об этом.

–Да, это было яркое время. Руководить отрядом юных инспекторов дорожного движения я стала, можно сказать, случайно: нужно было срочно заменить команду, представляющую район. Мы удачно выступили, и мне понравилось. Там много направлений: ПДД, медицина, фигурное вождение. Команда была сильная, мы много работали и добивались результатов. Сейчас традиция продолжается: в этом году наши ребята заняли третье место на областном слете. Я горжусь тем, что преемственность сохранилась: моя коллега продолжила работу с отрядом, и результаты есть.

– В учреждении образования работает много выпускников. Это одна из значимых особенностей школы?

– Да, у нас 14 педагогов – выпускники этой школы. Моя дочь тоже училась здесь, отработала два года и осталась. Я горжусь этим и рада, что она выбрала такой путь. Это говорит о том, что школа – не просто место, а часть жизни. Люди возвращаются туда, где им было хорошо.

Одной из известных выпускниц СШ №2 является олимпийская чемпионка Антонина Кошель. Этот снимок был сделан в мае 2025 года, когда выдающаяся гимнастка встречалась с учениками школы на мероприятии, посвященном Дню семьи

– Как вы узнали о награде «Отличник образования»?

– Честно, было неожиданно. У нас в Смолевичском районе много педагогов, которые заслуживают такой высокой награды. Но для меня это огромная честь.

Заслуженную награду Ольга Александровна получила во время областной педагогической конференции

А недавно узнала, что наш педагог Галина Николаевна Графутко, которая преподает белорусский язык и литературу, также будет награждена знаком отличия. Это очень приятно и отрадно. Мы вместе работаем, она была моим учителем и классным руководителем моей дочери. Это вдохновляет.

– Что для вас значит эта награда?

– Ответственность. Нужно соответствовать, держать марку, работать не просто хорошо, а отлично. Это не столько признание, сколько стимул. Я понимаю, что теперь на меня смотрят как на пример, и стараюсь не подвести.

– Что помогает вам сохранять баланс?

– Семья. У меня есть внук – моя отдушина. Люблю путешествовать по Беларуси, открывать новые места. Это дает силы. Также очень важны стабильность, поддержка, понимание дома.

– Как вы мотивируете коллектив?

– В школе работают люди идейные, которые этим живут. Если не любишь детей, тебе не место в школе. Наши педагоги сами стремятся к результату, вкладывают душу, стараются, чтобы их ученики добивались высоких показателей и просто стали хорошими людьми. Я стараюсь поддерживать коллектив, создавать условия, где они могут раскрыться. Много наших выпускников стали известными людьми, добились результатов и теперь прославляют наш Смолевичский район далеко за его пределами.

– Что пожелаете молодым педагогам?

– Любви к детям и к своей профессии, терпения и веры в себя. Главное, не потерять учительскую ниточку, особенно в первые трудные моменты. Сейчас дети сложные, но если вы нашли с ними контакт – это навсегда.

– Как относитесь к цифровизации образования?

– Цифровизация – безусловно, будущее образования. Мы не можем стоять на месте, когда весь мир движется вперед. Конечно, внедрение новых технологий требует времени, усилий и адаптации, особенно в регионах, где не все сразу доступно. Но я считаю, что это необходимый шаг.

– Ваше мнение по поводу ограничения использования смартфонов в школах?

– Считаю, что ограничение использования телефонов в школе – абсолютно правильная мера. Уверена, что это даст положительные результаты.

Во-первых, дети меньше отвлекаются. Раньше на переменах они сидели в телефонах. Сейчас совсем другая картина: они играют, разговаривают, повторяют материал, участвуют в активностях. Это живое школьное пространство, а не «экранное».

Во-вторых, это вопрос здоровья. Постоянное использование гаджетов влияет на зрение, осанку, нервную систему. Сейчас дети становятся более собранными, у них улучшается концентрация на уроках.

Конечно, были случаи, когда ребята пытались пронести телефоны тайком, прятали их. Но постепенно они привыкли, поняли, что это не наказание, а забота. Многие даже не берут телефоны в школу вовсе, просто не видят в этом необходимости.

По итогам работы за прошлый год коллектив школы стал лучшим среди учреждений образования района

– И напоследок: ваши пожелания коллегам ко Дню учителя.

– Крепкого здоровья, семейного благополучия, радости от работы и мирного неба над головой. Это сейчас особенно важно. Пусть каждый педагог чувствует, что его труд ценен и нужен.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59