Меню

Более 40 лет для ЖБИ, а следующие – пчелам. Рассказываем о жизненном пути начальника карьера «Верасы»

Более 40 лет для ЖБИ, а следующие – пчелам. Рассказываем о жизненном пути начальника карьера «Верасы»

Начальнику участка по добыче песка Смолевичского завода ЖБИ Владимиру Васильевичу ПОДОШВЕЛЕВУ 1 апреля исполнилось 70 лет. Мы беседовали 29 марта – ровно через 47 лет после того, как в его трудовой книжке появилась запись о трудоустройстве на формовочный цех предприятия. Впереди был долгий путь от формовщика 4-го разряда до директора завода. Но обо всем по порядку.

– Владимир Васильевич, расскажите немного о себе. Вы местный?

– Нет. Я родился в городе Ивацевичи Брестской области, куда мои родители приехали по распределению. Мой отец Василий Прохорович Подошвелев всю жизнь проработал врачом-хирургом в Ивацевичской больнице. Он прошел всю войну. Воевал на разных фронтах, имел 3 серьезных ранения, дошел до Берлина и расписался на Рейхстаге. Отец рассказывал, что в здание Рейхстага наши бойцы заходили с 4 сторон, там стояли ящики с трофейными часами, которые раздавали нашим солдатам. Эти часы он отвез своему отцу – моему деду, который часто рассказывал мне эту историю. После войны отец поступил в медицинский институт. Папы не стало 36 лет назад, а мамы нет уже 2 года. Но в родной город я по-прежнему приезжаю. Мы до сих пор очень дружны со многими одноклассниками – выпускниками 1-й школы города.

Следом за судьбой

– А как вы оказались в Смолевичах?

– После армии я поступил в столичный индустриальный техникум строительных материалов, где познакомился со своей супругой Натальей. Она смолевичанка. Так что сюда меня привела судьба. Мы вместе устроились работать на Смолевичский завод ЖБИ. Наташа трудилась мастером в арматурном цехе, а потом ее пригласили работать экономистом в райисполком. Оттуда она и ушла на пенсию. Сейчас жена занимается домом и нашим участком, на котором у нее множество цветов. Это очень красиво. Мы в браке уже 48 лет, у нас взрослый сын и внучка-студентка.

– Владимир Васильевич, вы прошли путь от формовщика до руководителя предприятия. Расскажите об этом.

– Когда мы с супругой пришли работать на завод, здесь трудились 380 человек, из них около 50 ветеранов войны. И было так радостно видеть этих людей улыбающимися с орденами и медалями в торжественные дни. Хорошо был развит институт наставничества. Кажется, жили тяжелее, детей растили, хозяйство держали, а люди и работе отдавались полностью, и дома все успевали, и всегда были готовы прийти на помощь. Надо сказать, производство в ту пору было очень насыщенное. На наших материалах строились все торфобрикетные предприятия и поселки. Мы выпускали плиты пустотного настила, колонны и сваи. Изготавливали и балки перекрытий. Работал столярный цех, где производили половую доску и другие погонажные изделия. Заводская котельная отапливала весь юго-западный микрорайон.

У предприятия был большой жилфонд, свои ясли-сад, подшефная школа №3. Когда я устроился на работу, заводом руководил Сергей Григорьевич Кислицкий. Его давно уже нет, но я не перестаю о нем вспоминать с теплотой в сердце. То же могу сказать о Владимире Афанасьевиче Баличе. Я пришел на завод работать формовщиком, но через несколько месяцев меня перевели в мастера, потом – на должность главного инженера. В 2003 году на 4 года я ушел с завода. Сначала работал начальником производства силикатного кирпича, швейных и столярных изделий Смолевичского ЖКХ, затем около 2 лет был главным инженером на частном предприятии «Светлана», где производили бетонные смеси. В 2008 году я вернулся на завод, а в 2009-м стал его директором. Предприятие акционировалось, началась масштабная реконструкция. Было сложно, но интересно. В 2010 году мы установили бетонный узел немецкой фирмы Liebherr, у нас появилось качественное оборудование по производству бетонных колец. За этот период полностью обновили сети. На каждый объект подвели газ, установили несколько небольших котлов для автономного отопления зданий. Поменяли окна в конторе и в цехах, заасфальтировали территорию.

Этот камень Владимир Подошвелев заприметил недалеко от Смолевичей и решил установить на территории завода. Вписался отлично!

Но главное, с чего я начал, вернувшись на завод, было открытие карьера «Верасы». Дело в том, что в течение всех тех лет, что я работал на заводе, мы постоянно сталкивались с проблемами доставки песка. Водителям нужно было ездить за 50 км и простаивать в очередях. Рейс в 100 км был очень затратен и по топливу, и по времени. Поэтому я убедил инвесторов компании «Юнивест-М» в том, что начать надо с карьера, и они откликнулись. С открытием карьера стало легче с материалами. Кроме того, мы смогли сами продавать песок.

Мы первыми стали работать с китайскими компаниями, которые строили «Великий камень». Помню, когда впервые приехали на стройплощадку, у китайцев не было даже бытовок, но они уже начали работать. Спали на поддонах, обогревались кострами. И так жили около 2 недель. Их выносливость и работоспособность подкупали, и у нас завязались очень хорошие и долгосрочные взаимоотношения. «Великий камень» активно закупал нашу продукцию.

Кроме того, изделия завода широко использовались при строительстве атомной станции в Островце, потому что наши бетонные кольца считались лучшими в республике.

Песок и железобетонные изделия использовались при строительстве завода «БЕЛДЖИ» и новых зданий Минского завода гражданской авиации. На нашей продукции строилась дорога Р53 от Кургана Славы до Жодино, которую сейчас тянут до Борисова. И я надеюсь, что наш песок и железобетонные изделия будут очень востребованы и при строительстве метро от Минска до Смолевичей. Я уверен, что перспектива у завода есть. Главное – держать руку на пульсе и не бояться нового. 

— Глубина карьера «Верасы» составляет 25 метров – это высота 7-этажного дома. Выработанная территория уже засажена соснами

Песчаный карьер – 9 лет!

– В 2016 году вы ушли с должности директора и стали начальником карьера «Верасы», начало которому положили в 2011 году. Какова мощность этого карьера на сегодня?

– В прошлом году у нас был период, когда мы выпускали 100–120 тысяч кубометров песка в месяц. Для сравнения: на строительство Кургана Славы ушло около 100 тысяч кубометров. Последние 2 года добывали порядка 950 тысяч кубометров в год. Это очень большой объем. Мы начинали добычу с 11 гектаров, сейчас у нас их 20. Но общая площадь всего месторождения занимает 240 га. Так что есть куда расти.

– И вот вам уже 70 лет, и вы решили уйти на заслуженный отдых. Почему?

– Знаете, мне было очень приятно работать на нашем предприятии. Меня всегда окружали хорошие, очень достойные люди. Начальник цеха Леонида Иосифовна Заварина, трудовые династии Гринкевичей и Свидрицких, бригадир Вячеслав Бабицкий, крановщицы Любовь Кошель, Светлана Минчёнок… И этот список можно продолжать долго. Моя жизнь здесь была очень насыщенной. А сейчас я хочу на пенсию, чтобы заняться любимым делом. Уже около 45 лет большую часть свободного времени я посвящаю пчелам.

Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить
«Мой дед Прохор Подошвелев родом из деревни Петрополье Ветковского района. Я с детства помню его ульи-колоды. И сам недавно сделал себе такие же»

Это занятие меня успокаивает и дает силы. В последнее время я стал больше интересоваться историей своей семьи. Вот планирую съездить в Ветковский музей, познакомиться с его экспозицией. Узнал недавно, что в тех краях была иконописная школа, что оклады для икон делали из речного жемчуга, добытого в Соже. Но ни одной такой иконы в Беларуси не сохранилось, все вывезены за границу.

Любимица хозяина Альфа

И вышивка ветковская – одна из самых красивых. Хочу больше узнать об истории, о традициях, мечтаю съездить на родину отца.

Нежданная гостья на пасеке: «Открыл улей – а там белка-соня»

Так что планы на новый жизненный этап у меня давно уже созрели. И пора начать их реализовывать.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59