Заглянули в закулисье «Дожинок» и узнали, как создается главный сноп
СМОЛЕВИЧИ. Современные «Дожинки» – это время чествования лучших хлеборобов, подведения итогов уборочной кампании. Настоящий праздник, который, начиная с 1996 года, в нашей стране ярко и с размахом отмечают на разных уровнях. И все же есть у этого события символ, который связывает с временами, когда урожай собирали вручную.
Это дожиночный сноп, символизирующий собранный урожай. Такая преемственность неслучайна, ведь, несмотря на большие технологические возможности и современные мощности, многое по-прежнему зависит не от человека, а от природы. Дожинки приходятся на период между «двумя пречистыми» ‒ праздником Успения Божией Матери и Рождеством Пресвятой Богородицы. В народном представлении этот образ связан с плодородием во всем. Обычно после дожинок, когда собран урожай и есть чем накрыть богатый стол, начиналась пора свадеб. Поэтому, зажиная последний сноп, складывая колосок к колоску, жнеи просили у высших сил и семейного благополучия, и материнского счастья, и доброго урожая в году грядущем. Этот сноп становился символическим участником множества обрядов на протяжении года: зерном из него обсыпали молодых, давали скоту на Покров, начинали новый сев…
Мы заглянули в закулисье «Дожинок» и узнали, как готовится символический атрибут сегодня. Об этом беседуем с мастером народных художественных ремесел, членом Союза мастеров Республики Беларусь Татьяной ЛОСЕНКОВОЙ, которая создает символ районных «Дожинок», и чьи работы регулярно можно увидеть на областном празднике урожая.
‒ Татьяна, когда начинаете готовиться к «Дожинкам»?
‒ Над тем, каким будет праздничный сноп, голова работает целый год, а практическая часть начинается в пору зажинок, когда собираем солому. Кстати, делаем это по традиции толокой ‒ вместе с коллегами из Смолевичского районного центра ремесел. Надо собрать солому в определенное время, чтобы она была желтая, золотистая.
‒ Что, кроме соломы, идет в ход?
‒ Я использую лен и рожь. Выращиваю их на своем участке. Солома тритикале короткая, не для всех деталей снопа и не для всех изделий она годится. Когда делаю зубатку, например, мне нужны большие гоны. Поэтому сеем рожь.
‒ Вы «в теме» уже около 10 лет. Как изменились подходы к изготовлению снопов за это время?
‒ Раньше снопы просто связывали и внешнему виду большого значения не придавали. Поэтому мой первый сноп был совсем не похож на нынешние. Помню, сделала его за ночь. А сейчас на работу уходит около месяца. Сегодня снопы становятся произведением декоративно-прикладного искусства. Используются каркас и клей, даже стричь сноп приходится, чтобы он был ровный и пышный. У каждого колоска есть свое место в общей композиции. Большое внимание уделяется декору. Используем бусины и другие декоративные украшения. Сначала я делаю конус, в нынешних снопах их даже два. Мы с дочкой сосредоточены на том, чтобы в нашем изделии все гармонировало. Для меня важно, чтобы сноп обязательно был толстым и пышным – «сытым» – как символ хорошего урожая.
‒ Вы видите, каким он будет изначально? Или сноп «рождается» в процессе?
‒ Частично его представляю, но в основном это бывает полный экспромт. Сейчас сноп для районных «Дожинок» готов, и мы работаем над атрибутом, который будет представлен на областном празднике урожая. Честно говоря, не думала, что сноп выйдет таким большим… Для нас важно, чтобы он был максимально естественным. С каждым годом уровень мастерства на выставке областных «Дожинок» растет. Большое внимание уделяют верхушкам: кто-то мастерит их в виде мельниц ‒ это интересно. Но мне больше по душе верхушка в виде куполов.
‒ Когда вы открыли для себя соломоплетение?
‒ С соломой впервые «познакомилась» в раннем детстве, лет в пять. Я родом из Могилева. Как-то мы с мамой поехали к бабушке в Новогрудок. Мама помогала по хозяйству, и помню, как у нее из охапки выпала соломинка. В этот момент пробился лучик солнца, и на нее упал блик. От этого блеска я была в полном восторге. А уже в 9-м классе, во время занятия в учебно-производственном комбинате, я познакомилась с инкрустацией из соломки, стала заниматься аппликацией, научилась заготавливать солому. Позднее окончила Бобруйское художественное училище. Но профессионально соломоплетением я занялась уже здесь, на Смолевиччине, когда работала в Прилепском сельском клубе. Районный центр ремесел в ту пору организовал для нас курсы по соломоплетению, которые вела Людмила Васихина. Это меня по-настоящему захватило. Было так удивительно делать объемные изделия из плоской соломки. Помню, еду в автобусе домой и, не обращая внимания на людей, плету буквально на коленке, чтобы не забыть, как и что надо делать. Это было ново, но счастье – неимоверное. Сейчас делаю цветы, шляпы, пауков, кукол и многое другое.
‒ Что для вас соломоплетение?
‒ И любимое занятие, и работа, и чудо, и преемственность. Ведь вслед за мной к золотистой соломке прикипела душой и моя дочь Виктория, выучилась на художника, пришла работать в свою родную прилепскую школу и параллельно помогает мне. Сейчас в изготовлении ответственных изделий и, в частности снопов, она – моя первая помощница и лучшая советчица.