Педагог-психолог смолевичского ЦКРОиР рассказала о детях с аутистическим расстройством
ЗАРЕЧЬЕ, Плисский сельсовет. Второго апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. В этот день мы поговорили о людях с этим нарушением с педагогом-психологом смолевичского Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Светланой Ласицкой.
Сегодня детский аутизм рассматривается в качестве расстройства развития. Это не совсем заболевание, это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.
Аутизм характеризуют задержка развития и нежеланием контактировать с другими людьми.
— В Смолевичском районе проживает 41 ребенок с расстройством аутистического спектра. Восемь из них посещает наше учреждение образования. Среди них — дети дошкольного возраста и школьники. Дело в том, что у всех этих людей разный уровень интеллектуального развития. Есть дети, у которых сохранен интеллект, и они могут обучаться в школе. Ходят на занятия в сопровождении специалиста с педагогическим образованием — тьютора. Он всегда находится рядом с ребенком: и на уроках, и на переменах. Учитель дает задания, а тьютор вместе с ребенком выполняет их в меру его возможностей, — рассказала педагог-психолог.
Тьютор находится в очень тесном контакте с ребенком, поэтому он практически становится членом семьи. Это очень ответственная роль, и чтобы заполучить доверие ребенка — нужно время.
Светлана Ласицкая
Диагноз расстройство аутистического спектра, как правило, ставится в возрасте двух-трех лет. Ведь ребенок рождается физически здоровым, и до полутора лет родители могут не подозревать, что есть определенные нарушения. Многие до последнего не принимают факт наличия проблемы. Но чем раньше родители примут ситуацию и начнут действовать, тем эффективнее будет работа специалистов с ребенком. Если вы подозреваете расстройство психического развития у своего ребенка, первый специалист, к которому вы можете обратиться — это участковый педиатр. Затем — невропатолог. Важно следовать указаниям врачей и других специалистов, оказывать поддержку ребенку, тогда эффективность работы с ним будет гораздо выше.
— Наши подопечные, как и любой здоровый ребенок, приходя в новый коллектив проходят период адаптации на новом месте. Кто-то быстро вливается, а кому-то нужно больше времени. Но практика показывает, что в конечном счете дети привыкают к тем, кто постоянно работает с ними: это воспитатель, помощник воспитателя, психолог, медицинский работник. С удовольствием берут за руку этих людей, вместе с ними принимают участие в мероприятиях, которые проводятся в нашем учреждении. Часто к нам приезжают гости, и к некоторым из них дети тянутся сразу.
— Эти дети на особенном уровне чувствуют тех людей, к кому можно расположиться быстрее.
Светлана Ласицкая
Светлана рассказала о талантливом мальчике с аутизмом, которого она встретила в начале своего профессионального пути и хорошо запомнила:
— Семь лет назад, когда я пришла сюда на работу, учреждение посещал очень талантливый мальчик. Он шикарно рисовал. Просто невероятно! Никого не допускал в свои картины, и если мы карандашом хотели в чем-то ему помочь или что-то подправить — он тут же все вытирал и делал все по-своему. Результат его работ всегда поражал. Он почти не говорил, но своими картинами мог сказать многое. Сейчас он посещает ТЦСОН.
— Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому ребенку вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью, — подытожила Светлана.